Рынок образовательных продуктов и услуг высшей школы Российской Федерации: маркетинговая характеристика и тренды 2018–2024 гг.
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-746X-2024-51-1-83-92Ключевые слова:
образовательный рынок, рынок образовательных услуг, маркетинг, маркетинговая деятельность, цифровой маркетинг, маркетинговая стратегия, образовательная организация высшей школы, образовательная организация высшего образования, вуз, университетАннотация
Актуальность вопросов состояния образовательного рынка связана с трансформацией национальной системы высшего образования, жесткой конкуренцией университетов на региональном, национальном и внешнем образовательном рынке, а также с кардинальными изменениями в деятельности высшей школы, причинами которой послужила масштабная цифровизация всех процессов системы менеджмента университета и стремительное развитие дистанционных образовательных технологий. Целью данной работы является исследование современного рынка образовательных продуктов и услуг высшей школы Российской Федерации. Информационно-аналитической базой исследования выступила поисковая система eLibrary.Ru и официальные статистические источники информации по проблеме исследования. В статье представлены маркетинговые характеристики и тренды 2018–2024 гг., результаты анализа состояния, основных тенденций и приоритетных направлений дальнейшего развития образовательного рынка продуктов и услуг высшей школы Российской Федерации; обоснована необходимость формирования эффективной маркетинговой стратегии и внедрения процедур маркетингового контроля в образовательных организациях высшей школы для обеспечения конкурентоспособности. Полученные результаты могут быть интересны в рамках разработки и корректировки маркетинговой стратегии или политики в области маркетинга образовательной организации высшей школы.
Скачивания
Библиографические ссылки
Список источников
Атлас новых профессий – URL: https://atlas100.ru/upload/pdf_files/atlas.pdf (дата обращения: 18.01.2024)
Грамотность населения – URL:https://countrymeters.info/ru/Russian_Federation#literacy (дата обращения: 18.01.2024)
Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий: Edumarket, 2017–2021 – URL: https://www.dropbox.com/s/s6ug8en7faoooaw/edumarket_RUS.pdf?dl=0 (дата обращения: 18.01.2024)
О запуске пилотного проекта по изменению уровней профессионального образования – URL:https://www.minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/67889/?sphrase_id=8048171 (дата обращения: 18.01.2024)
Образование в цифрах: 2023: краткий статистический сборник / Т.А. Варламова, Л.М. Гохберг, О.К. Озерова и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – URL: https://www.hse.ru/primarydata/ovz2023 (дата обращения: 18.01.2024)
РБК Тренды, по данным Smart Ranking: 2019–2022 – URL: https://trends.rbc.ru/trends/education (дата обращения: 18.01.2024)
Список литературы
Авдонькина В.В. 2018. Анализ и оценка состояния регионального рынка образовательных услуг. Вестник Нижегородского института управления, 2(48): 35–39.
Бавыкина Е.Н., Фомина С.А., Корецкая Т.В. 2021. Маркетинговые исследования на рынке образовательных услуг как основа стратегии устойчивого развития вуза. Экономика устойчивого развития, 3(47): 20–24.
Бондаренко Ю.Н. 2023. Современные тенденции развития цифровой трансформации образования. Вестник Российского нового университета. Серия: Сложные системы: модели, анализ и управление, 2: 99–104.
Егорова Д.А., Шпильман Н.И. 2022. Цифровая трансформация российского бизнеса с использованием искусственного интеллекта в образовательной сфере. Экономика, предпринимательство и право, 12: 3283–3298.
Жукова Е.Е., Козырев М.С., Ильина И.Ю., Мельничук Ю.А. 2020. Анализ целевой аудитории рынка образовательных услуг на примере московских вузов. Перспективы науки и образования, 2(44): 430–442.
Мигранова Л.И. 2021. Анализ состояния и перспектив развития рынка образовательных услуг региона. Управленческий учет, 12–3: 735–744.
Пласкова Н.С., Прокофьева Е.В. 2022. Развитие рынка образовательных услуг вузов. Наука, инновации, образование: актуальные вопросы и современные аспекты: монография. – Пенза: Наука и Просвещение: 5–15.
Порядина О.В. 2016. Анализ современных институциональных преобразований рынка образовательных услуг в сфере высшего образования в РФ. Инновационное развитие Российской экономики: IX Международная научно-практическая конференция, Москва, 25–28 октября 2016 года / Министерство образования и науки Российской Федерации; Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова; Российский гуманитарный научный фонд. Москва: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова: 78–82.
Романович М.А., Мохсени Х., Романович Л.Г., Кузнецова И.А. 2021. Актуальные вопросы и анализ рынка образовательных услуг в постпандемийный период, Экономика. Информатика, 48 (4): 717–725
Суетин А.Н., Шулус А.А. 2020. Повышение конкурентоспособности вуза: глобальные тенденции и современное состояние мирового рынка образовательных услуг. Фундаментальные исследования, 6: 143–149.
Тарасова Е.Е, Теплова Л.В., Ефимова Н.А. 2019. К вопросу о разработке, реализации и оценке маркетинговой стратегии вуза для обеспечения конкурентоспособности. Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права, 2(75): 298–312.
Просмотров аннотации: 111
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2024 Экономика. Информатика
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.