Рынок образовательных продуктов и услуг высшей школы Российской Федерации: маркетинговая характеристика и тренды 2018–2024 гг.

Авторы

  • Светлана Алексеевна Кучерявенко Белгородский государственный национальный исследовательский университет

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-746X-2024-51-1-83-92

Ключевые слова:

образовательный рынок, рынок образовательных услуг, маркетинг, маркетинговая деятельность, цифровой маркетинг, маркетинговая стратегия, образовательная организация высшей школы, образовательная организация высшего образования, вуз, университет

Аннотация

Актуальность вопросов состояния образовательного рынка связана с трансформацией национальной системы высшего образования, жесткой конкуренцией университетов на региональном, национальном и внешнем образовательном рынке, а также с кардинальными изменениями в деятельности высшей школы, причинами которой послужила масштабная цифровизация всех процессов системы менеджмента университета и стремительное развитие дистанционных образовательных технологий. Целью данной работы является исследование современного рынка образовательных продуктов и услуг высшей школы Российской Федерации. Информационно-аналитической базой исследования выступила поисковая система eLibrary.Ru и официальные статистические источники информации по проблеме исследования. В статье представлены маркетинговые характеристики и тренды 2018–2024 гг., результаты анализа состояния, основных тенденций и приоритетных направлений дальнейшего развития образовательного рынка продуктов и услуг высшей школы Российской Федерации; обоснована необходимость формирования эффективной маркетинговой стратегии и внедрения процедур маркетингового контроля в образовательных организациях высшей школы для обеспечения конкурентоспособности. Полученные результаты могут быть интересны в рамках разработки и корректировки маркетинговой стратегии или политики в области маркетинга образовательной организации высшей школы.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Светлана Алексеевна Кучерявенко, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

кандидат экономических наук, доцент, директор Центра менеджмента качества, доцент кафедры управления и экономики фармации, Белгородский государственный национальный исследовательский университет,
г. Белгород, Россия.

Библиографические ссылки

Список источников

Атлас новых профессий – URL: https://atlas100.ru/upload/pdf_files/atlas.pdf (дата обращения: 18.01.2024)

Грамотность населения – URL:https://countrymeters.info/ru/Russian_Federation#literacy (дата обращения: 18.01.2024)

Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий: Edumarket, 2017–2021 – URL: https://www.dropbox.com/s/s6ug8en7faoooaw/edumarket_RUS.pdf?dl=0 (дата обращения: 18.01.2024)

О запуске пилотного проекта по изменению уровней профессионального образования – URL:https://www.minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/67889/?sphrase_id=8048171 (дата обращения: 18.01.2024)

Образование в цифрах: 2023: краткий статистический сборник / Т.А. Варламова, Л.М. Гохберг, О.К. Озерова и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – URL: https://www.hse.ru/primarydata/ovz2023 (дата обращения: 18.01.2024)

РБК Тренды, по данным Smart Ranking: 2019–2022 – URL: https://trends.rbc.ru/trends/education (дата обращения: 18.01.2024)

Список литературы

Авдонькина В.В. 2018. Анализ и оценка состояния регионального рынка образовательных услуг. Вестник Нижегородского института управления, 2(48): 35–39.

Бавыкина Е.Н., Фомина С.А., Корецкая Т.В. 2021. Маркетинговые исследования на рынке образовательных услуг как основа стратегии устойчивого развития вуза. Экономика устойчивого развития, 3(47): 20–24.

Бондаренко Ю.Н. 2023. Современные тенденции развития цифровой трансформации образования. Вестник Российского нового университета. Серия: Сложные системы: модели, анализ и управление, 2: 99–104.

Егорова Д.А., Шпильман Н.И. 2022. Цифровая трансформация российского бизнеса с использованием искусственного интеллекта в образовательной сфере. Экономика, предпринимательство и право, 12: 3283–3298.

Жукова Е.Е., Козырев М.С., Ильина И.Ю., Мельничук Ю.А. 2020. Анализ целевой аудитории рынка образовательных услуг на примере московских вузов. Перспективы науки и образования, 2(44): 430–442.

Мигранова Л.И. 2021. Анализ состояния и перспектив развития рынка образовательных услуг региона. Управленческий учет, 12–3: 735–744.

Пласкова Н.С., Прокофьева Е.В. 2022. Развитие рынка образовательных услуг вузов. Наука, инновации, образование: актуальные вопросы и современные аспекты: монография. – Пенза: Наука и Просвещение: 5–15.

Порядина О.В. 2016. Анализ современных институциональных преобразований рынка образовательных услуг в сфере высшего образования в РФ. Инновационное развитие Российской экономики: IX Международная научно-практическая конференция, Москва, 25–28 октября 2016 года / Министерство образования и науки Российской Федерации; Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова; Российский гуманитарный научный фонд. Москва: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова: 78–82.

Романович М.А., Мохсени Х., Романович Л.Г., Кузнецова И.А. 2021. Актуальные вопросы и анализ рынка образовательных услуг в постпандемийный период, Экономика. Информатика, 48 (4): 717–725

Суетин А.Н., Шулус А.А. 2020. Повышение конкурентоспособности вуза: глобальные тенденции и современное состояние мирового рынка образовательных услуг. Фундаментальные исследования, 6: 143–149.

Тарасова Е.Е, Теплова Л.В., Ефимова Н.А. 2019. К вопросу о разработке, реализации и оценке маркетинговой стратегии вуза для обеспечения конкурентоспособности. Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права, 2(75): 298–312.


Просмотров аннотации: 111

Поделиться

Опубликован

2024-03-30

Как цитировать

Кучерявенко, С. А. (2024). Рынок образовательных продуктов и услуг высшей школы Российской Федерации: маркетинговая характеристика и тренды 2018–2024 гг. Экономика. Информатика, 51(1), 83-92. https://doi.org/10.52575/2712-746X-2024-51-1-83-92

Выпуск

Раздел

ОТРАСЛЕВЫЕ РЫНКИ И РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА