Концепция и инструменты фасилитации для управления конфликтными противоречиями заинтересованных сторон при трансформации систем управления
DOI:
https://doi.org/10.52575/2687-0932-2024-51-2-330-343Ключевые слова:
организационное поведение, лидерство в организации, управление организацией, организационные изменения и организационное развитие, фасилитацияАннотация
Начало ХХI века привнесло в жизнь социума значительные глобальные изменения, охватывающие практически все аспекты жизнедеятельности. Преобразования затрагивают и сферу менеджмента организаций, что обусловливает необходимость трансформации системы управления для обеспечения устойчивого функционирования организаций в этих условиях. Однако любые изменения неизбежно вызывают противоречия и разногласия среди заинтересованных сторон. Эффективное устранение и преодоление этих конфликтов является ключевым фактором, способствующим успешной реализации трансформационных проектов. В первой части исследования (Том 51, № 1 журнала «Экономика. Информатика») автором представлены результаты теоретического обзора и анализа учений о конфликте сторон при трансформациях. Сделан вывод о движущей силе конструктивного конфликта, который приводит к диалектическому развитию в ходе организационных изменений. Во второй, то есть в представленной части исследования, раскрыта концепция такого способа урегулирования конфликтов в менеджменте организаций, как фасилитация, а также представлены результаты изучения ее методов и техник. Представлены структурированные алгоритмы по подбору средств и методов фасилитации в соответствии с заданными критериями и раскрыт потенциал фасилитации в отношении устранения противоречий при принятии решений относительно изменений системы управления. Автором предлагается обновленный инструментарий фасилитации «интегральная фасилитация», который в авторской концепции и методологии трансформации системы управления является важным элементом, задача которой состоит как во внешнем стимулировании группы к выработке «хороших» решений по изменениям, так и к последующей их реализации за счет устранения конфликтной составляющей путем перевода деструктивной энергии конфликта в целенаправленный вектор мышления и действия группы в нужном направлении. Представленное исследование возможно к использованию экспертами-практиками для проведения стратегических сессий при трансформации систем управления промышленных предприятий.
Скачивания
Библиографические ссылки
Список источников
Адизес Ш., Лави Н. 2017. Совещания по Адизесу. Практическое руководство. М., Манн, Иванов и Фербер, 144 с.
Устав Ассоциации фасилитаторов. URL: https://xn--80aaxabp4blm1a4h.xn--p1ai/f/Ustav_Assotciatcii_fasilitatorov.pdf.
Список литературы
Загоруля Т.Б. 2020. Менеджер-фасилитатор в современной организации. Менеджмент и предпринимательство в парадигме устойчивого развития. Материалы III Международной научно-практической конференции: 64–66.
Мартынова А.В. 2011. Фасилитация как технология организационного развития и изменений. Организационная психология, 2(1): 53–91.
Митенков А.В. 2024. Теория управления конфликтными противоречиями заинтересованных сторон при трансформации систем управления. Экономика. Информатика, 51(1): 70–82. https://doi.org/10.52575/2712-746X-2024-51-1-70-82
Митенков А.В., Тихонова-Быкодорова И.В. 2023. Трансформация ценностей работников промышленного предприятия на основе модели Шинго. Экономика промышленности, 16 (1): 105–117. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2023-1-105-117.
Чуланова О.Л. 2019. Коучинг и фасилитация как инструменты повышения групповой эффективности в управлении проектными командами. Вестник НГУЭУ, 4: 184–196.
Швецова А.А. 2019. Повышение эффективности управления проектом при помощи фасилитации. Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт. Двадцатая международная научно-практическая конференция: сборник статей. Белгород, Изд-во ООО ГиК: 384–388.
Ширинкина Е.В. 2021. Фасилитация как новая форма организации труда. Вестник НГИЭИ, 10(125): 105–116. DOI: 10.24412/2227-9407-2021-10-105-116
Beckhard R. 2006. What is organizational development? A Wiley Imprint: 3–12.
Bens I. 2005. Advanced Facilitating Strategies: tools & techniques to master difficult situations. San Francisco, Jossey-Bass.
Brown J., Isaacs D. 2005. The World Café. San Francisco, Berrett-Koehler Publishers Inc.
Davidson A. 2005. Process Designs. The Skilled Facilitator Field book. San Francisco, Jossey-Bass: 107–114.
Jenkins J.C. 2005. Operational Dimensions of the Profession of Facilitation. The IAF Handbook of Group Facilitation. San Francisco, Jossey-Bass: 473–494.
Kerth N.L. 2001. Project retrospectives: a handbook for team reviews. Dorset House Publishing co. Inc.
Marshak R.J. 2006. Organization development as a profession and a field. The NTL handbook of organization development and change: principles, practices, and perspectives. An Imprint of Wiley:13–27.
Weisbord M.R, Janoff S. 2005. Faster, Shorter, Cheaper May Be Simple; It's Never Easy. Journal of Applied Behavioral Science, 41(1): 70–82.
Просмотров аннотации: 84
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2024 Экономика. Информатика
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.