Автоматическое обнаружение гнева и агрессии в речевых сигналах

Авторы

  • Татьяна Николаевна Балабанова Белгородский государственный национальный исследовательский университет
  • Кирилл Владиславович Абрамов Московский технический университет связи и информатики
  • Алексей Владимирович Болдышев Белгородский филиал ПАО Ростелеком
  • Дмитрий Михайлович Долбин Белгородский университет кооперации, экономики и права

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-746X-2023-50-4-944-954

Ключевые слова:

речевые данные, речевые базы данных, классификация, методы классификации, низкоуровневые дескрипторы, распознавание гнева, распознавание агрессии

Аннотация

В статье рассматривается вопрос обнаружения гнева и агрессии в речевом сигнале. Рассмотрены принципиальные отличия гнева от агрессии. Проведен обзор решений распознавания деструктивного поведения в виде гнева и агрессии по речевому сигналу, представленных в различных современных публикациях. Рассмотрены основные методы классификации, используемые для решения задачи распознавания эмоций по речи. Проанализировано информационное обеспечение в виде русскоязычных и нерусскоязычных речевых баз данных, применяемых для тренировки моделей при распознавании эмоций. Сформулированы основные проблемы использования речевых баз данных. Рассмотрен вопрос выбора параметров речевого сигнала, используемых для классификации эмоций в общем и деструктивном поведении в частности. Реализовано распознавание гнева на русскоязычной базе данных Dusha с использованием двух подходов тремя методами классификации.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Татьяна Николаевна Балабанова, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

кандидат технических наук, доцент кафедры информационно-телекоммуникационных систем и технологий, Белгородский государственный национальный исследовательский университет,
г. Белгород, Россия

Кирилл Владиславович Абрамов, Московский технический университет связи и информатики

студент 4 курса факультета информационных технологий, Московский технический университет связи и информатики,
г. Москва, Россия

Алексей Владимирович Болдышев, Белгородский филиал ПАО Ростелеком

кандидат технических наук, ведущий инженер электросвязи, Белгородский филиал ПАО Ростелеком,
г. Белгород, Россия

Дмитрий Михайлович Долбин, Белгородский университет кооперации, экономики и права

магистрант 2 курса факультета таможенного дела и информационных технологий, Белгородский университет кооперации, экономики и права,
г. Белгород, Россия

Библиографические ссылки

Величко А.Н. 2022. Метод анализа речевого сигнала для автоматического определения агрессии в разговорной речи. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Системный анализ и информационные технологии. № 4. С. 180-188.

Кажберова В.В., Чхартишвили А.Г., Губанов Д.А., Козицин И.В., Белявский Е.В., Федянин Д.Н., Черкасов С.Н., Мешков Д.О. 2023. Агрессия в общении медиапользователей: анализ особенностей поведения и взаимного влияния Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. № 3. С. 26-56.

Buss A., Durkee A.An inventory for assessing different kinds of hostility. 1957. Journal of Consulting Psychology. 21(4): 343–349. URL: https://doi.org/10.1037/h0046900.

Dellaert F., Polzin T., Waibel A. 1996. Recognizing emotion in speech. Proceedings of the 4th Int. Conf. Spoken Lang. Process (ICSLP). pp. 1970–1973.

Eyben F., Weninger F., Gross F., et al. 2013. Recent developments in opensmile, the munich open-source multimedia feature extractor. Proceedings of ACM International Conference on Multimedia. pp. 835–838.

Kim J., Truong K.P., Englebienne G., et al. 2017. Learning spectro-temporal features with 3D CNNs for speech emotion recognition. Proceedings of the 7th International Conference on Affective Computing and Intelligent Interaction (ACII). pp. 383–388.

Kruse R., Borgelt C., Klawonn F., et al. 2022. Multi-layer perceptrons. Computational Intelligence. Springer, Cham. pp. 53-124.

Lefter I., Burghouts G.J., Rothkrantz L.J.M. 2014. An audio-visual dataset of human–human interactions in stressful situations. Journal on Multimodal User Interfaces. 8(1): 29-41.

Lefter I., Jomker C.M., Tuente S.K., et al. 2017. NAA: A multimodal database of negative affect and aggression. Proceedings of the Seventh International Conference on Affective Computing and Intelligent Interaction (ACII). IEEE. pp. 21-27.

Lefter I., Rothkrantz L.J.M., Burghouts G., et al. 2011. Addressing multimodality in overt aggression detection. Proceedings of the International Conference on Text, Speech and Dialogue. Springer, Berlin, Heidelberg. pp. 25-32.

Makarova V. 2000. Acoustic cues of surprise in Russian questions. Journal of the Acoustical Society of Japan (E), 21 (5): 243-250.

Neiberg D., Elenius K., Laskowski K. 2006. Emotion recognition in spontaneous speech using GMMs. Proceedings of the 9th Int. Conf. Spoken Lang. Process. pp. 809– 812.

Nogueiras A., Moreno A., Bonafonte A., et al. 2001. Speech emotion recognition using hidden Markov models. Proceedings of the 7th Eur. Conf. Speech Commun. Technol. pp. 746–749.

Perepelkina O., Kazimirova E., Konstantinova M. 2018. RAMAS: Russian multimodal corpus of dyadic interaction for affective computing. Proceedings of the International Conference on Speech and Computer. Springer, Cham. pp. 501-510.

Raudys Š. 2003. On the universality of the single-layer perceptron model. Neural Networks and Soft Computing. Physica. Heidelberg. pp. 79-86.

Sainath T.N., Vinyals O., Senior A., et al. 2015. Convolutional, long short-term memory, fully connected deep neural networks. Proceedings of International Conference on Acoustics, Speech and Signal Processing (ICASSP). pp. 4580–4584.

Schuller B.W., Batliner A., Bergler C., et al. 2021. The INTERSPEECH 2021 Computational Paralinguistics Challenge: COVID-19 Cough, COVID-19 Speech, Escalation & Primates. Proceedings of Interspeech. pp. 431–435.


Просмотров аннотации: 81

Поделиться

Опубликован

2023-12-29

Как цитировать

Балабанова, Т. Н., Абрамов, К. В., Болдышев, А. В., & Долбин, Д. М. (2023). Автоматическое обнаружение гнева и агрессии в речевых сигналах. Экономика. Информатика, 50(4), 944-954. https://doi.org/10.52575/2712-746X-2023-50-4-944-954

Выпуск

Раздел

ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)