Применение нечеткого лингвистического подхода при выборе маркетинговых стратегий

Авторы

  • Юлия Валентиновна Логинова Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
  • Илья Валентинович Логинов Академия ФСО России

DOI:

https://doi.org/10.52575/2687-0932-2023-50-2-410-422

Ключевые слова:

маркетинг, маркетинговая стратегия, принятие решения, лингвистические выражения, нечеткие множества

Аннотация

В работе рассмотрена проблема выбора маркетинговых стратегий продвижения продуктов в условиях неопределенности рыночной ситуации. Цель исследования – повышение обоснованности выбора альтернативы маркетинговой стратегии из имеющегося множества. Достижение цели исследования обеспечивается за счет применения нечёткой лингвистической модели на основе колеблющихся нечетких наборов лингвистических оценок (Hesitant Fuzzy Linguistic Term Sets). Результатом исследования является схема принятия решения на выбор маркетинговой стратегии на основе нечеткой лингвистической модели. Предложенный механизм принятия маркетинговых решений в условиях неопределенности позволяет непосредственно учитывать нечеткие лингвистические оценки вариантов маркетинговых стратегий, полученные от экспертов при упорядочивании по уровню превосходства. В результате эксперту не требуются огрублять свои оценки, либо использовать искусственные численные шкалы в процессе экспертизы. Результаты применения предложенного подхода к задаче выбора маркетинговой стратегии продвижения онлайн образовательного ресурса показали применимость и результативность нового нечеткого лингвистического подхода.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Юлия Валентиновна Логинова, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

кандидат экономических наук, старший преподаватель департамента массовых коммуникаций и медиабизнеса Финансового университета при правительстве Российской Федерации,
г. Москва, Россия

Илья Валентинович Логинов, Академия ФСО России

кандидат технических наук, сотрудник Академии ФСО России,
г. Орел, Россия

Библиографические ссылки

Антонов В.Н., Ювко А.А. 2020. Механизм реализации стратегии развития спортивного маркетинга. Вести автомобильно-дорожного института. 2: 131-138.

Анцев В.Ю., Васин Л.А., Чачина Е. Б., Коровкина Н. И. 2021. Модель рыночной ориентации промышленного предприятия на основе выбора маркетинговой стратегии. Экономический анализ: теория и практика. Т. 20, № 8(515): 1462-1477. – DOI 10.24891/ea.20.8.1462.

Барышникова Л.П. 2022. Выбор рациональной маркетинговой интернет-стратегии в условиях неопределенности. Сборник научных работ серии "Экономика". № 25: 57-65. DOI 10.5281/zenodo.6466982.

Демидовский А.В., Бабкин Э.А. 2019. Разработка распределенной лингвистической системы поддержки принятия решений. Бизнес-информатика. 13(1): 18-32. DOI 10.17323/1998-0663.2019.1.18.32.

Журавлев В.А. 2019. Математические методы и модели принятия маркетинговых решений: учеб. метод. пособие. Минск: БГУИР, 91 с.

Изакова Н.Б., Елькина К.С. 2021. Матричный метод Росситера - Перси при разработке коммуникационной стратегии производителя хлебобулочных изделий. e-FORUM. Т. 5, № 2(15).

Киселева И.А., Искаджян С.О. 2017. Методы оценки эффективности и степени риска маркетинговых стратегий. ИТ-портал, № 1 (13).

Комарова С.Н., Мишурова А.Ю. 2020. Выбор маркетинговой стратегии сервисного предприятия для обеспечения устойчивого развития. Естественно-гуманитарные исследования. 28(2): 119-128. – DOI 10.24411/2309-4788-2020-10087.

Лазарева Е.Н. 2019. Выбор маркетинговой стратегии развития компании на основе теории статистических игр. Juvenis Scientia. № 9-10: 14-16. – DOI 10.32415/jscientia.2019.09-10.03.

Лепехина Ю.А. 2018. Выбор стратегии стивидорной компании на основе маркетингового анализа. Экономика устойчивого развития. 2(34): 200-213.

Мелехин В.Б., Хачумов М.В. 2020. Нечеткие семантические сети как адаптивная модель представления знаний автономных интеллектуальных систем. Искусственный интеллект и принятие решений. 3: 61-72. DOI 10.14357/20718594200306.

Нагапетьянц Н.А., Тарасова Е.Е. 2011. Стратегии маркетинга и оценка эффективности их реализации. Вестник белгородского университета кооперации, экономики и права. 1: 76-83.

Смольянинова И.В., Ахмедов А.Э., Шаталов М.А. 2016. Методический подход к оценке и выбору эффективных маркетинговых стратегий предприятия. Синергия. 4: 71-83.

Althuizen N., Wierenga B., Chen B. 2016. Managerial Decision-Making in Marketing: Matching the Demand and Supply Side of Creativity. Journal of Marketing Behavior. 2. 129-176. 10.1561/107.00000033.

Dawalibi A., Al-Dali I., Alkhayyal B. 2020. Best Marketing Strategy Selection Using Fractional Factorial Design with Analytic Hierarchy Process. MethodsX. 7. 100927. 10.1016/j.mex.2020.100927.

Gonzalez M. R., Carrasco R., Sanchez-Figueroa C., Gavilan D. 2021. An RFM Model Customizable to Product Catalogues and Marketing Criteria Using Fuzzy Linguistic Models: Case Study of a Retail Business. Mathematics. 9. 1836. 10.3390/math9161836.

Herrera F., Martinez L. 2000. A 2-tuple fuzzy linguistic representation model for computing with words. IEEE Transactions on Fuzzy Systems, 8(6): 746–752.

Huchang L., Xu Z. 2017. Hesitant Fuzzy Set and Its Extensions. Hesitant Fuzzy Decision Making Methodologies and Applications - Uncertainty and Operations Research. pp. 1-36 10.1007/978-981-10-3265-3_1.

Loginov I.V., Eremenko V.T., Eremenko S.V. [et al.] 2021. The decision making method for reconfiguration of adaptive infocommunication systems. Advances in Dynamical Systems and Applications. 16(1): 335-353.

Martinez L., Herrera F. 2012.An overview on the 2-tuple linguistic model for computing with words in decision making: Extensions, applications and challenges, Information Sciences, 207(1): 1-18.

Meng L., Li L. 2022. Time-sequential hesitant fuzzy set and its application to multi-attribute decision making. Complex & Intelligent Systems. 8. 10.1007/s40747-022-00690-0.

Mohaghar A., Fathi M.R., Zarchi M., Omidian A. 2012. A combined VIKOR–fuzzy AHP approach to marketing strategy selection. Business Management and Strategy. 3. 10.5296/bms.v3i1.957.

Raghunathan K., Ravichandran K.S., Kar S., Gupta P., Mehlawat M. 2021. Double-hierarchy hesitant fuzzy linguistic term set-based decision framework for multi-attribute group decision-making. Soft Computing. 25. 1-21. 10.1007/s00500-020-05328-2.

Rodrıguez R.M., Martınez Luis, Herrera Francisco. 2012. Hesitant Fuzzy Linguistic Term Sets for Decision Making. IEEE transactions on fuzzy systems. february 2012. IEEE Transactions on Fuzzy Systems 20(1): 109-119.

Rodrıguez R.M., Labella A., Martınez L. 2016. An overview on fuzzy modelling of complex linguistic preferences in decision making, International Journal of Computational Intelligence Systems, 9(1): 81-94.

Tarka P., Łobiński M. 2014. Decision Making in Reference to Model of Marketing Predictive Analytics – Theory and Practice. Management and Business Administration. Central Europe. 22. 60-69. 10.7206/mba.ce.2084-3356.90.

Wang L., Li H., Zhang J., Yang J. 2022. Grey Relational Analysis Method for Probabilistic Double Hierarchy Linguistic Multiple Attribute Group Decision Making and Its Application to College Tennis Classroom Teaching Effect Evaluation. Mathematical Problems in Engineering. 1-17. 10.1155/2022/7419496.

Wierenga B., Lans R. 2017. Marketing Decision Models: Progress and Perspectives. 10.1007/978-3-319-56941-3_1.

Zahay D., Griffin A. 2010. Marketing strategy selection, marketing metrics, and firm performance. Journal of Business & Industrial Marketing. 25. 84-93. 10.1108/08858621011017714.

Zhang M., Cao Ch. 2021. A 2-order Additive Fuzzy Measure Identification Method Based on Hesitant Fuzzy Linguistic Interaction Degree and Its Application in Credit Assessment. 10.21203/rs.3.rs-221239/v1.

Zhang Y., Guan X. 2017. Journal of Intelligent & Fuzzy Systems. 32. 2679-2695. 10.3233/JIFS-16723.


Просмотров аннотации: 63

Поделиться

Опубликован

2023-06-30

Как цитировать

Логинова, Ю. В., & Логинов, И. В. (2023). Применение нечеткого лингвистического подхода при выборе маркетинговых стратегий. Экономика. Информатика, 50(2), 410-422. https://doi.org/10.52575/2687-0932-2023-50-2-410-422

Выпуск

Раздел

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)