Подходы к управлению гибкостью системы высшего образования на основе учета социально-экономических особенностей регионов

Авторы

  • Елена Львовна Макарова Южный федеральный университет

DOI:

https://doi.org/10.52575/2687-0932-2021-48-1-17-24

Ключевые слова:

управление экономическими системами, тройная спираль, управление гибкостью, система высшего образования, социально-экономическая система, особенности регионов, региональная политика, сбалансированное развитие

Аннотация

Методический подход к управлению отношениями «университет-бизнес-государство» по принципу «тройной спирали» обуславливает проведение исследования, определяющее и оценивающее эффективность взаимодействия высшего образования с субъектами экономики на региональном уровне и его роль в экономическом развитии региона. В ходе исследования автором были предложены рекомендации для разработки методики к реализации региональной политики по снижению асимметрии в региональных системах высшего образования и повышению их гибкости на основе учета социально-экономических особенностей регионов.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Елена Львовна Макарова, Южный федеральный университет

кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента и инновационных технологий Института управления в экономических, экологических и социальных системах Южного федерального университета,
г. Ростов-на-Дону, Россия

Библиографические ссылки

Иванова М.В. 2012. Организационные аспекты взаимодействия органов государственной власти в сфере управления высшим профессиональным образованием с вузами региона. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/328173317_Organizacionnye_aspekty_vzaimodejstvia_organov_gosudarstvennoj_vlasti_v_sfere_upravlenia_vyssim_professionalnym_obrazovaniem_s_vuzami_regiona (Дата обращения: 10.11.2020).

Макарова Е.Л. 2018. Когнитивное моделирование сбалансированного развития региональных систем высшего образования с учетом потребностей региона. Вестник Пермского университета. Серия «Экономика». 13. 4: 516–531. doi: 10.17072/1994-9960-2018-4-516-531.

Мингалева Ж.А. 2019. Соответствие региональной сферы образования задачам формирования профессиональных компетенций и целям устойчивого развития общества (на материалах Пермского края). Региональная экономика и управление: электронный научный журнал.

[Электронный ресурс] URL: https://eee-region.ru/article/6018/ (дата обращения: 07.09.2020).

Мурашова Е.В., Логинова В.А., Евтушок М.В. 2016. Развитие модели тройной спирали в инновационной экономике: опыт Китая и России. Вестник тихоокеанского государственного университета. 4 (43): 161–170.

Огурцова Е.В., Челнокова О.Ю. 2018. Оценка реализации базовых функций региональных систем высшего образования. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право, 18 (2): 169–175. doi: 10.18500/1994-2540-2018-18-2-169-175.

Сучков Г.В., Ревин И.А. 2012. Сетевое взаимодействие вузов, бизнес-сообщества и социальных институтов в условиях модернизации региональной экономики и системы профессионального образования. Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Технические науки. 3: 117–122.

Федоляк В.С. 2018. Несоответствие рынка образовательных услуг требованиям рынка труда: причины и способы преодоления. Профессиональная ориентация. 2: 49–53.

Фирсова А.А., Нархова А.А. 2014. Зарубежные подходы к оценке влияния университета на региональное развитие. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия. Экономика. Управление. Право 14. 2(1): 289–294.

Фирсова А.А., Чернышова Г.Ю. 2019. Математические модели для оценки функций систем высшего образования средствами DEA. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Математика. Механика. Информатика. 19(3): 351–362. doi: 0.18500/1816-9791-2019-19-3-351–362.

Cai Y., Etzkowitz H. 2020. Theorizing the Triple Helix model: Past, present, and future. Triple Helix 6(1) :1–38. doi:10.1163/21971927-bja10003.

Cai Y., Liu, C. 2020. The Role of University as Institutional Entrepreneur in Regional Innovation System: Towards an Analytical Framework. In: M.T. Preto, A. Daniel, and A. Teixeira, eds. Examining the Role of Entrepreneurial Universities in Regional Development. Hershey. PA: IGI Global. 133–155.

Etzkowitz H. 2008. The Triple Helix: University–Industry–Government Innovation in Action. New York/London: Routledge.

Etzkowitz H., Leydesdorff L. 2000. The Dynamics of Innovation: From National Systems and “Mode 2” to a Triple Helix of University–Industry–Government Relations. Research Policy. 29 (2): 109–123. doi: 10.1016/S0048-7333(99)00055-4.

Etzkowitz, H. (2008). The Triple Helix: University–Industry–Government Innovation in Action. New York/London: Routledge.

Fonseca L., Rodrigues C., Capelleras J-L. 2020. The organizational adaptation of universities to smart specialization: the emergence of strategic network interface units. European Planning Studies. doi: 10.1080/09654313.2020.1854188

Leydesdorff L. 2012. The Triple Helix, Quadruple Helix, …, and an N-Tuple of Helices: Explanatory Models for Analyzing the Knowledge-Based Economy? Journal of the Knowledge Economy. 3(1): 25–35. doi: 10.1007/s13132-011-0049-4.

Morgan K. 1997. The learning region: Institutions, innovation and regional renewal. Regional Studies. 31: 491–503. doi: 10.1080/00343 40975 0132289.

Ogurtsova E., Firsova A., Chelnokova O. 2018. Regional higher education systems and sustainable regional economic development: functional approach. Proceedings of the International Scientific Conference "Competitive, Sustainable and Secure Development of the Regional Economy: Response to Global Challenges" (CSSDRE 2018). Part of series: Advances in Economics, Business and Management Research (AEBMR). 39: 618–622 doi: 10.2991/cssdre-18.2018.126.

Powel W.W., Snellman K. 2004. The Knowledge Economy. Annual Review of Sociology 30(1): 199-220 doi: 10.1146/annurev.soc.29.010202.100037.

Yarime M., Trencher G., Mino T. et al. 2012. Establishing sustainability science in higher education institutions: towards an integration of academic development, institutionalization, and stakeholder collaborations. Sustain Sci 7: 101–113. https://doi.org/10.1007/s11625-012-0157-5.


Просмотров аннотации: 323

Поделиться

Опубликован

2021-04-12

Как цитировать

Макарова, Е. Л. (2021). Подходы к управлению гибкостью системы высшего образования на основе учета социально-экономических особенностей регионов. Экономика. Информатика, 48(1), 17-24. https://doi.org/10.52575/2687-0932-2021-48-1-17-24

Выпуск

Раздел

РЕГИОНАЛЬНАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА