Маркетинговое позиционирование университетов на образовательном рынке

Авторы

  • Татьяна Федоровна Тарасова Белгородский университет кооперации, экономики и права
  • Анастасия Николаевна Назарова Белгородский государственный национальный исследовательский университет
  • Анастасия Николаевна Назарова Белгородский государственный национальный исследовательский университет

DOI:

https://doi.org/10.52575/2687-0932-2023-50-1-105-112

Ключевые слова:

конкурентоспособность, конкурентное преимущество, позиционирование, конкурентное позиционирование, брендинг, имидж, система конкурентного позиционирования организации, маркетинговая стратегия, образовательная организация высшей школы

Аннотация

Актуальность вопросов стратегического позиционирования образовательных организаций высшей школы связана с жесткой конкуренцией университетов на региональном, национальном и внешнем образовательном рынке, а также трансформацией национальной системы высшего образования. Цель данной статьи – изложить теоретико-методологические подходы и практику стратегического маркетингового позиционирования современных образовательных организаций, обусловленные специфическими особенностями отрасли и особенностями конъюнктуры образовательного рынка. В статье исследованы существующие дефиниции категории «позиционирование образовательных организаций высшего образования». Представлены результаты контент-анализа официальных сайтов университетов. Обоснована необходимость формирования системы конкурентного позиционирования и рыночного продвижения образовательных программ, определены основные подходы к конкурентному позиционированию образовательных организаций высшей школы, выделены особенности конкурентного позиционирования университетов. Полученные результаты в ходе проведенного исследования могут быть использованы при формировании политики в области конкурентного позиционирования образовательной организации высшей школы.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Татьяна Федоровна Тарасова, Белгородский университет кооперации, экономики и права

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики

Анастасия Николаевна Назарова, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

начальник отдела системы менеджмента качества центра менеджмента качества, старший преподаватель кафедры инновационной экономики и финансов

Анастасия Николаевна Назарова, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

начальник отдела системы менеджмента качества центра менеджмента качества, старший преподаватель кафедры инновационной экономики и финансов

Библиографические ссылки

Приоритет 2030. Программа развития МГТУ им. Н.Э. Баумана. – URL: https://bmstu.ru/news/prioritet-2030-mgtu (дата обращения: 01.08.2022)

Приоритет 2030. Программа развития МФТИ. – URL: https://mipt.ru/upload/medialibrary/a91/mfti-_-programma-razvvitiya-_prioritet-2030_.pdf (дата обращения: 01.08.2022)

Приоритет 2030. Программа развития Томского политехнического университета. – URL: https://prioritet.tpu.ru/upload/medialibrary/608/xplt566wzuzqo3br79lxa6washtabmcw.pdf (дата обращения: 01.08.2022)

Приоритет 2030. Программа развития Томского политехнического университета. – URL: https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/542732515.pdf (дата обращения: 01.08.2022)

Приоритет 2030. Программа развития Томского политехнического университета. – URL: https://priority2030.tsu.ru/upload/Нормативные%20документы%20-%202021/Программа%20развития%20ТГУ.pdf (дата обращения: 01.08.2022)

Приоритет 2030. Программа развития Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. – URL: https://www.spbstu.ru/university/strategy-development/prioritet-2030/index.php?sphrase_id=2624119 (дата обращения: 01.08.2022)

Приоритет 2030. Программа развития Национального исследовательского ядерного университета МИФИ. – URL: https://priority2030.mephi.ru/content/public/uploads/files/programma_razvitiya_niyau_mifi_na_2021-2030_gody_0.pdf (дата обращения: 01.08.2022)

Приоритет 2030. Программа развития Томского политехнического университета. – URL: https://education.nsu.ru/priority2030/proekt-programm-razvit-2021-2030.pdf (дата обращения: 01.08.2022)

Приоритет 2030. Программа развития Новосибирского национального исследовательского государственного университета. – URL: https://2030.urfu.ru/UrFU_Priority_2030.pdf (дата обращения: 01.08.2022)

Приоритет 2030. Программа развития Тюменского государственного университета. – URL: https://www.utmn.ru/priority2030/docs/Programma_razvitia_universiteta_TyumGU_2021_2030.pdf (дата обращения: 01.08.2022)

Приоритет 2030. Программа развития Белгородского государственного национального исследовательского университета. – URL: https://www.bsu.edu.ru/upload/iblock/609/prog-20-30.pdf (дата обращения: 01.08.2022)

Абубакаров М.В. 2021. Маркетинговое позиционирование вуза. Гуманитарные и естественно-научные исследования: основные дискуссии. Материалы XXVIII Всероссийской научно-практической конференции. М.В. Абубакаров, А.Р. Ирбагиева. Ростов-на-Дону, 2021 года: 182-185.

Брикота Т.Б. 2020. Особенности потребительских свойств услуг и позиционирование бренда современного вуза. Экономика устойчивого развития. 2(42).

Жданкин Н.А. 2019. Эффективная стратегия вуза как важный фактор развития системы образования в России. Ректор ВУЗа, 7: 14-26.

Зарецкая А.С. 2019. Исследование конкурентоспособности вуза и факторов ее повышения. Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право, 4: 21-35.

Карпушко Е.Н. 2009. Маркетинговое позиционирование высших учебных заведений как элемент коммуникационной стратегии на рынке образовательных услуг: автореф. …дис. канд. экон. наук. Волгоград: Волгоградский государственный технический университет.

Капустина Л.М. 2011. Особенности позиционирования на рынке образовательных услуг на примере вузов Екатеринбурга. Управленец, 9-10: 25-26.

Кумпилова А.Р. 2015. Маркетинговое позиционирование вуза как элемент коммуникационной стратегии. Образовательная среда сегодня: стратегии развития, 2(3): 248-249.

Кураян К.А. 2021. Стратегическое позиционирование вуза на рынке образовательных услуг (на примере Южно-российского института управления – филиала РАНХИГС). Проблемы налогообложения, предпринимательства и менеджмента. Материалы ежегодной XVI межкафедральной конференции. Ростов-на-Дону. Южно-российский институт управления-филиал РАНХиГС: 98-105.

Рудницкий В.С. 2020. Позиционирование вуза как благоприятной среды для развития и самореализации. Наука и образование: будущее и цели устойчивого развития. Материалы XVI международной научной конференции. Москва. Московский университет им. С.Ю. Витте: 395-403.

Casidy R. 2013. The role of brand orientation in the higher education sector: a student-perceived paradigm. Asia Pacific Journal of Marketing and Logistics, 25(5): 803–820

Dorofeeva A.R. 2020. University brand attributes and the degree of their significance from the students’ point of view. Nauchnye zapiski molodykh issledovatelei = Scientific notes of young researchers, 8(6): 29–37.


Просмотров аннотации: 217

Поделиться

Опубликован

2023-03-30

Как цитировать

Тарасова, Т. Ф., Назарова, А. Н., & Назарова, А. Н. (2023). Маркетинговое позиционирование университетов на образовательном рынке. Экономика. Информатика, 50(1), 105-112. https://doi.org/10.52575/2687-0932-2023-50-1-105-112

Выпуск

Раздел

ОТРАСЛЕВЫЕ РЫНКИ И РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)