Формирование креативных центров в контексте развития социально-экономического потенциала сельских территорий: выявление и оценка лучших практик
DOI:
https://doi.org/10.18413/2687-0932-2020-47-4-665-678Ключевые слова:
сельские территории, креативные центры, креативный класс, креативная экономикаАннотация
В рамках данной статьи рассмотрено влияние креативной составляющей на развитие сельских территорий и формирование креативных центров. Изучен вопрос развития инновационного общества знаний, развитие которого началось после информационной революции за счет выделения новых неограниченных ресурсов, таких как творческий потенциал и инновационное мышление, являющихся основными предпосылками развития креативной экономики. Креативный класс, составляющий одну из четырех категорий занятости, основанных на уникальных профессиональных группах, включает в себя людей, занятых в науке и технике, архитектуре и дизайне, образовании, искусстве, музыке и развлечениях. В статье идет речь о том, что благодаря креативному классу можно привлечь людей в сельскую местность, вопреки сложившейся тенденции оттока населения в города, а затем сформировать особое креативное пространство, которое сможет приносить финансовую выгоду экономике региона и развивать творческие способности граждан. Кроме того, рассмотрен опыт формирования подобных центров с целью выявления лучших практик. Однако в ходе исследования выяснилось, что в зарубежных странах в основном развитие креативной составляющей происходит через туристическую сферу, в Российской Федерации креативный класс в большей степени заинтересован крупными мегаполисами, а не сельскими территориями. Авторами был сделан вывод о том, что создание единой универсальной стратегии по развитию сельских территорий нецелесообразно, так как регион должен отслеживать и понимать открывающиеся возможности, связанные с креативным классом, прилагая по меньшей мере столько же усилий, сколько тратится на преднамеренное создание других возможностей.
Скачивания
Библиографические ссылки
Зотова Л.Р. 2015. Креативный город: творческие индустрии и развитие городов. Креативная экономика, 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kreativnyy-gorod-tvorcheskie-industrii-i-razvitiegorodov (дата обращения: 05.04.2020).
Каверина Н.А., Гретченко А.И., Гретченко А.А. 2019. Современное развитие креативных индустрий в России (опыт столицы и регионов). Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета, 1 (75). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-razvitiekreativnyh-industriy-v-rossii-opyt-stolitsy-i-regionov (дата обращения: 15.04.2020).
Молодова Е.П. 2011. Творческие индустрии как фактор развития территорий. Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд, 11–1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorcheskie-industrii-kak-faktor-razvitiya-territoriy (дата обращения: 11.04.2020).
Образование и креативная индустрия в зеркале международных и отечественных практик. 2017. Бюллетень о сфере образования. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. URL: https://ac.gov.ru/files/publication/a/14525.pdf (дата обращения: 10.03.2020).
Охлопков А. Россия в центре креатива. Ведомости. 23 декабря 2019 URL: https://www.vedomosti.ru/partner/articles/2019/12/24/819475-rossiya-kreativa (дата обращения: 10.03.2020).
Boschma R. A., Fritsch M. 2009. Creative Class and Regional Growth: Empirical Evidence from Seven European Countries. Economic Geography, 85: 391–423.
Creative Economy Programme. United Nations Conference on Trade and Development. 2004. Available at: https://unctad.org/en/Pages/DITC/CreativeEconomy/Creative-Economy-Programme.aspx.
Creative Economy Programme. 2019. United Nations Conference on Trade and Development. Available at: https://unctad.org/en/Pages/DITC/CreativeEconomy/Creative-Economy-Programme.aspx.
Creative nation: Commonwealth cultural policy. 1994. Department of Communications and the Arts (Australia): 102 р.
Currid-Halkett E., Stolarick K. 2011. The Great Divide: Economic Development Theory Versus Practice – A Survey of the Current Landscape. Economic Development Quarterly, 25: 143–157.
Donegan M., Drucker J., Goldstein H., Lowe N., Malizia E. 2008. Which indicators explain metropolitan economic performance best? Traditional or creative class. Journal of the American Planning Association, 74 (2): 180–195.
Duxbury N., Silva S., Vinagre de Castro T. 2018. Creative tourism development in small cities and rural areas in Portugal: Insights from start-up activities. Creating and Managing Experiences in Cultural Tourism. World Scientific Publishing, 81–99.
Florida R. 2003. Cities and the Creative Class. City & Community, 2: 3–19.
Florida R. 2003. The Rise of the Creative Class. New York: Basic Books, 237 p.
Florida, R. 2002.The Rise of the Creative Class: And How It’s Transforming Work, Leisure, Community and Everyday, 253 p.
Gertler M. S., Wolfe D. A., Garkut D. 2000. No Place like Home? The Embeddedness of Innovation in a Regional Economy. Review of International Political Economy, 7(4): 688–718.
Hopkins J. 1998. Signs of the Post-Rural: Marketing Myths of a Symbolic Countryside. Geografiska Annaler, 80(2): 65–81.
Marsden T. 1999. Rural Futures: The Consumption Countryside and its Regulation. Sociologia Ruralis, 39(4): 501–520.
Maskell P., Malmberg A. 1999/ Localized learning and industrial competitiveness. Cambridge Journal of Economics, 23: 167–185
Morgan J. Q., Lambe W., Freyer A. 2009. Homegrown Responses to Economic Uncertainty in Rural America. Rural Realities, 3(2): 1–15.
Morgan K. 1997. The Learning Region: Institutions, Innovation and Regional Renewal. Regional Studies, 31(5): 491–503.
Peck J. 2005. Struggling with the Creative Class. International Journal of Urban and Regional Research, 29: 740–770.
Prince Edward County, Ontario. 2020. Available at: http://pecounty.on.ca.
Richards G., Raymond C. 2000. Creative tourism. ATLAS News, 23: 16–20.
The Creative Economy. 2000. Business Week, The 21st Century Corporation. August 28, 2000 (special double issue), August 28, 1–5.
Triarchi E., Karamanis K. 2017. Alternative tourism development: A theoretical background. World Journal of Business and Management, 3 (1), 35 p.
Просмотров аннотации: 325
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2020 Экономика. Информатика
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.