Модели креативных центров в рамках концепции пространственного развития сельских территорий
DOI:
https://doi.org/10.52575/2687-0932-2022-49-4-661-676Ключевые слова:
креативные центры, сельские территории, креативность, творческая деятельность, креативный класс, пространственный подход,, «сельское очарование», креативная среда, сельское творчество, сельская инфраструктураАннотация
Более половины беднейших людей мира в настоящее время живут в сельских территориях, а их доходы преимущественно зависят от мелкого сельского хозяйства. Вследствие интенсификации процессов индустриализации и урбанизации сельские территории подвергаются влиянию различных видов природных и антропогенных факторов, которые вызывают проблемы с демографическими, природными и культурными ресурсами. Креативность представляется одним из ответов на упадок в сельской местности, связанный с переходом общества от эры сельского хозяйства через индустриальную эру к экономике знаний. Главной целью нашего исследования является анализ возможностей и направлений формирования креативных центров развития сельских территорий в рамках пространственной концепции. Основной задачей данной статьи является исследование проблемы формирования креативных центров сельского творчества с особым акцентом на специфике творческой деятельности. В данном исследовании применен методологический подход, основанный на анализе экономических видов деятельности в сельских территориях, что принципиально меняет перспективу рассмотрения данного вопроса и позволяет реализовать поставленную цель. В статье были выделены четыре модели креативных центров, предназначенные для комплексного развития сельских территорий, основанные на культурном наследии и формировании новых уникальных производств, а также создании конкурентоспособных продуктов с использованием преимуществ креативных кластеров, творческих индустрий и современных туристических услуг. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что развитие креативных центров в сельских территориях должно носить комплексный характер и быть основанным на государственной поддержке в определении уникальных условий идентичности для каждой конкретной местности. Формирование креативных центров может стать инструментом антикризисной экономики, который позволит обеспечить социально-экономическое и культурное развитие сельских территорий, а также привлечь потенциальных инвесторов и улучшить туристический потенциал.
Благодарности: работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 20-010-00072 «Формирование креативных центров пространственного развития как механизм повышения качества жизни населения сельских территорий»
Скачивания
Библиографические ссылки
Список источников
Креативные индустрии. Современные тренды развития регионов // Материалы заседания Совета по развитию социальных инноваций субъектов РФ при Совете Федерации Федерального Собрания РФ. Электронная книга. URL.: http://council.gov.ru/activity/analytics/analytical_bulletins/121689/ (дата обращения: 28.06.2022)
Отчет о работе Международного фонда сельскохозяйственного развития за 2019 год. Электронная книга. URL: https://www.ifad.org/documents (дата обращения: 18.07.2022).
Проблемы и перспективы социально-экономического развития сельских территорий: региональный аспект. 2021. М., Издание Государственной Думы, 320с.
Развитие креативных индустрий в России: ключевые индикаторы. 2021. URL: https://issek.hse.ru/news/492962418.html (дата обращения: 18.07.2022).
Список литературы
Argent N. 2018. Rural geography III: Marketing, mobilities, measurement and metanarratives. Progress in Human Geography, 43(4): 758–766. https://doi.org/10.1177/0309132518778220.
Beyazli, D., Aydemir, S., Öksüz, A.M., Özlü, S. 2017. Rural typology with and inductive approach. International Journal of Environmental Research, 11: 225–241. http://dx.doi.org/10.1007/s41742-017-0022-6.
Blunden J.R., Pryce W.T.R., Dreyer P. 1998. The Classification of Rural Areas in the European Context: An Exploration of a Typology Using Neural Network Applications. Regional Studies, 32: 149–160. https://doi.org/10.1080/00343409850123035.
Chapain C., Stryjakiewicz T. 2017. Introduction – Creative industries in Europe: Drivers of (new) sectoral and spatial dynamics. In: Chapain C., Stryjakiewicz T. (eds), Creative industries in Europe: Drivers of ew sectoral and spatial dynamics. Springer: 1–15.
Churski P., Borowczak A., Perdał R. 2015. Czynniki rozwoju obszarów stagnacji w Polsce a ukierunkowanie interwencji środków unijnych. Studia Obszarów Wiejskich 37. Komisja Obszarów Wiejskich PTG. IGiPz PAN, Warszawa: 115–130.
Collins P., Cunningham J.A. 2017. Producing culture by creative means: A view from the periphery. In: Creative Economies in Peripheral Regions. Palgrave Macmillan, Cham: 109–160.
Cooke P., Leydesdorff L. 2006. Regional development in the knowledge-based economy: The construction of advantage. The Journal of Technology Transfer, 31(1): 5–15. http://dx.doi.org/10.1007/s10961-005-5009-3
Czapiewski K.L., Janc K. 2011. Accessibility to education and its impact on regional development in Poland. In: Adams N., Cotella G., Nunes R. (eds), Territorial development, cohesion and spatial planning. Knowledge and policy development in an enlarged EU. Routledge, London: 345–372.
Escalona-Orcao A.I., Sáez-Pérez L.A., García B.S.V. 2018. Location conditions for the clustering of creative activities in extra-metropolitan areas: Analysis and evidence from Spain. Applied Geography, 91: 1–9. https://doi.org/10.1016/j.apgeog.2017.12.013.
Florida R. 2002. The rise of the creative class. Basic books, New York.
Gajic A., Krunic N., Protic B. 2021. Classification of Rural Areas in Serbia: Framework and Implications for Spatial Planning. Sustainability, 13: 12-25. https://doi.org/10.3390/su13041596.
Guzal-Dec D. 2018. Intelligent development of the countryside – the concept of smart villages: Assumptions, possibilities and implementation limitations. Economic and Regional Studies, 11(30): 32–49.http://dx.doi.org/10.22004/ag.econ.291913.
Harvey D.C., Hawkins H., Thomas N.J. 2012. Thinking creative clusters beyond the city: People, places and networks. Geoforum, 43(3): 529–539. http://dx.doi.org/10.1016/j.geoforum.2011.11.010.
Kegler B. 2020. Creative territories – the role of cultural practices to sustain imagination, capacities and leadership. Electronic resource. Available at: https://encc.eu/resources/database/creative-territories-role-cultural-practices-sustain-imaginationinitiative (accessed: 12.07.2022).
Li Y., Westlund H., Liu Y. 2019. Why some rural areas decline while some others not: An overview of rural evolution in the world. Journal of Rural Studies, 68: 135–143. https://doi.org/10.1016/j.jrurstud.2019.03.003.
McGranahan D.A., Wojan T.R., Lambert D.M. 2010. The rural growth trifecta: Outdoor amenities, creative class and entrepreneurial context. Journal of Economic Geography, 11(3): 529–557. https://doi.org/10.1093/jeg/lbq007.
Malecki E.J., Moriset B. 2008. The digital economy. Business organization, production processes, and regional development. Oxon, Routledge.
Nonaka I., Toyama R. 2003. The knowledge–creating theory revisited: Knowledge creation as a synthesizing process. Knowledge Management Research Practice, 1(1): 2–10. https://doi.org/10.1057/palgrave.kmrp.8500001
Petrov A., Cavin P. 2018. Creating a new path through creative capital: Theories and evidence from the Northern Periphery. Journal of Rural and Community Development, 12(2/3): 127–142.
Potts J., Cunningham S., Hartley J., Ormerod P. 2008. Social network markets: A new definition of the creative industries. Journal of Cultural Economics, 32(3): 167–185. http://dx.doi.org/10.1007/s10824-008-9066-y.
Price L., Evans N. 2009. From stress to distress: Conceptualizing the British family farming patriarchal way of life. Journal of Rural Studies, 25: 1–11. http://dx.doi.org/10.1016/j.jrurstud.2008.03.008.
Rastghalam M., Seidaiy E., Nouri H. 2017. The creative village approach as a tool for creating village futures. Journal of Futures Studies, 21: 35–48. https://doi.org/10.6531/JFS.2017.21(3).A35.
Ravazzoli E., Hoffman C., Calabrò F., Cassalia G. 2021. Rural–Urban Relationships for Better Territorial Development. Smart and Sustainable Planning for Cities and Regions. Green Energy and Technology. Springer: 557-565. https://doi.org/10.1007/978-3-030-57332-4_39.
Roberts E., Leanne L. 2016. The Contribution of the Creative Economy to the Resilience of Rural Communities: Exploring Cultural and Digital Capital. Sociologia Ruralis, 56, 2: 197-219. https://doi.org/10.1111/soru.12075.
Santos D. 2018. Towards a new economy in rural areas. Entrepreneurship and structural change in dynamic territories. Springer, Cham: 189–200.
Sili M., Guibert M., Bustos Cara R. 2015. In Capital Intelectual (Ed.), Atlas de la Argentina Rural. Buenos Aires.
Stryjakiewicz T., Męczyński M., Stachowiak K. 2014. Role of creative industries in the post-socialist urban transformation. Quaestiones Geographicae, 33(2): 19–35. https://doi.org/10.2478/ quageo-2014-0013.
Tomczak P., Stachowiak K. 2015. Location patterns and location factors in cultural and creative industries. Quaestiones Geographicae, 34(2): 7–27. http://dx.doi.org/10.1515/quageo-2015-0011.
Visvizi A., Lytras M.D., Mudri G. 2019. Smart villages: Relevance, approaches, policymaking implications. Smart villages in the EU and beyond. Emerald Publishing Limited: 1–12.
White P. 2010. Creative industries in a rural region: Creative West: The creative sector in the Western Region of Ireland. Creative Industries Journal, 3(1): 79–88. http://dx.doi.org/10.1386/cij.3.1.79_1.
Woods M. 2011. Rural. Abingdon: Routledge.
Zavratnik V., Kos A., Stojmenova Duh E. 2018. Smart Villages: Comprehensive review of initiatives and practices. Sustainability, 10(7): 2559. https://doi.org/10.3390/su10072559.
Просмотров аннотации: 168
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2022 Экономика. Информатика
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.