Трансформация профессий в эпоху цифровизации

Авторы

  • Оксана Николаевна Волкова Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
  • Дмитрий Алексеевич Домбровский Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
  • Екатерина Арменовна Иванцова Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

DOI:

https://doi.org/10.52575/2687-0932-2025-52-1-194-202

Ключевые слова:

искусственный интеллект, нейросети, народное хозяйство, модернизация, новые профессии, тренд, революция

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные вопросы использования искусственного интеллекта и нейросетей для модернизации привычных, традиционных для нас многих профессий. В настоящее время благодаря искусственному интеллекту и нейросетям профессии меняются, видоизменяется функционал работников, открываются новые возможности, увеличивается производительность труда, сокращаются производственные издержки, высвобождается время. С одной стороны, повышается качество выполняемой работы, исключается рутинный и монотонный труд, с другой стороны, возникает привыкание к облегчению труда, в том числе умственного, и работники теряют свою эрудированность, также возникает необходимость постоянного обучения работников новым компетенциям. Целью исследования явилось проведение анализа использования искусственного интеллекта и нейросетей во всех сферах народного хозяйства: в медицине, финансах, транспортном сегменте, розничной торговле, в сфере развлечений и медиа, науке и исследованиях, образовании, правовом секторе и многих других. С помощью методов наблюдения, сравнения, анализа было определено, что нейросети глубоко внедряются во все сферы жизнедеятельности человека. В ходе проведенного анализа было выявлено, что благодаря искусственному интеллекту и нейросетям происходит производственный прогресс и улучшение качества жизни населения.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Оксана Николаевна Волкова, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных систем и цифровых сервисов в управлении, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород, Россия

E-mail: ok6000@yandex.ru

Дмитрий Алексеевич Домбровский, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

Студент группы ИСТ-23-1, факультет информационных технологий, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород, Россия

E-mail: fastik11@bk.ru

Екатерина Арменовна Иванцова, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

Студентка группы ИСТ-22-1, факультет информационных технологий, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород, Россия

E-mail: catherineivants0va@yandex.ru

Библиографические ссылки

Список литературы

Агравал А., Ганс Д., Голдфарб А. 2019. Искусственный интеллект на службе бизнеса. Как машинное прогнозирование помогает принимать решения. МИФ, Серия МИФ. IT: 336.

Бруссард М. 2020. Искусственный интеллект: пределы возможного. Альпина Паблишер: 362.

Бутл Р. 2023. Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин. Альпина PRO: 424.

Волкова О.Н., Курукина Ю.С., Устинова Е.И. 2023. Применение искусственных нейронных сетей в образовательном процессе высшей школы: проблемы и перспективы. Международная научно-практическая конференция «Образование в цифровую эпоху: опыт, проблемы и перспективы» (21–23.12.2023 г.): 65–68. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=65610147

Гудфеллоу Я., Бенджио И., Курвилль А. 2017. Глубокое обучение. ДМК Пресс: 652.

Кай-Фу Ли, Чэнь Цюфань. 2022. ИИ-2041. Десять образов нашего будущего. МИФ: 432.

Лекун Я. 2021. Как учится машина. Альпина Паблишер: 335.

Маркофф Д. 2017. Homo Roboticus? Люди и машины в поисках взаимопонимания. Альпина нон-фикшн: 406.

Николенко С., Кадурин А., Архангельская Е. 2024. Глубокое обучение. Погружение в мир нейронных сетей. Питер, Серия Библиотека программиста: 480 с.

Росс А. 2017. Индустрии будущего. АСТ: 352.

Сергеева В.С., Бысова Т.В., Поначугин А.В. 2021. Проблемы деятельности фирмы в современных условиях. Экономика и управление: проблемы, решения, Т. 2, № 11 (119): 20–28.

Сысоев П.В. 2023. Искусственный интеллект в образовании: осведомленность, готовность и практика применения преподавателями высшей школы технологий искусственного интеллекта в профессиональной деятельности. Высшее образование в России, 10: 9–33.

Томас И.С., Ван Ж., GPT-3. 2023. Искусственный интеллект отвечает на величайшие вопросы человечества. АСТ, Серия Психика и жизнь: 240.

Хайкин С. 2019. Нейронные сети. Полный курс. Вильямс: 1104.

Харбанс Р. 2024. Грокаем алгоритмы искусственного интеллекта. Питер, Серия Библиотека программиста: 368.

Чубаров И.М., Попова Т.А., Сенцова К.А. 2024. Цифровой Другой: проблемы идентичности в парадигме искусственного интеллекта. Международный научно-исследовательский журнал. № 3(141). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=63639507 (дата обращения: 16.11.2024).

Шнайдер С. 2022. Искусственный ты: машинный интеллект и будущее нашего разума: научно-популярное издание. Москва: Альпина нонфикшн: 245.

Шумский С. 2021. Воспитание машин. Новая история разума. Альпина нон-фикшн: 174.

Эффективность цифрового образования. 2024. Материалы Юрайт. Академии. Вып. 8. Д.М. Антипина [и др.]; сост. Д.М. Антипина, А.И. Каленкова, А.А. Сафонов; под общ. ред. Н.В. Рыбкиной. Москва: Юрайт: 159.

Юницкий А.Э. 2022. Искусственный интеллект и отчуждение человека от разума: причины, механизмы, последствия. Сборник материалов V международной научно-технической конференции «Безракетная индустриализация ближнего космоса: проблемы, идеи, проекты», № 1: 138–143.

References

Agrawal A., Gans D., Goldfarb A. 2019. Artificial Intelligence in the Service of Business. How Machine Forecasting Helps with Decision Making. MYTH, MYTH Series. IT: 336.

Broussard M. 2020. Artificial Intelligence: The Limits of the Possible. Alpina Publisher: 362.

Bootle R. 2023. Artificial Intelligence and the Economy. Work, Wealth, and Well-Being in the Age of Thinking Machines. Alpina PRO: 424.

Volkova O.N., Kurukina Yu.S., Ustinova E.I. 2023. Application of artificial neural networks in the educational process of higher education: problems and prospects. International scientific and practical conference "Education in the digital age: experience, problems and prospects" (21-23.12.2023): 65-68. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=65610147

Goodfellow J., Bengio I., Courville A. 2017. Deep learning. DMK Press: 652.

Kai-Fu Lee, Chen Qiufan. 2022. AI-2041. Ten images of our future. MYTH: 432.

Lekun Ya. 2021. How a Machine Learns. Alpina Publisher: 335.

Markoff D. 2017. Homo Roboticus? People and Machines in Search of Mutual Understanding. Alpina Non-Fiction: 406.

Nikolenko S., Kadurin A., Arkhangelskaya E. 2024. Deep Learning. Immersion in the World of Neural Networks. Piter, Programmer's Library Series: 480 p.

Ross A. 2017. Industries of the Future. AST: 352.

Sergeeva V.S., Bysova T.V., Ponachugin A.V. 2021. Problems of the Firm's Activity in Modern Conditions. Economy and Management: Problems, Solutions. Vol. 2. No. 11 (119): 20–28.

Sysoev P.V. 2023. Artificial Intelligence in Education: Awareness, Readiness, and Practice of Applying Artificial Intelligence Technologies in Professional Activities by Higher School Teachers. Higher Education in Russia. No. 10: 9–33 (in Russian).

Thomas I.S., Wang J., GPT-3. 2023. Artificial Intelligence Answers Humanity's Greatest Questions. AST, Series Psyche and Life: 240.

Khaikin S. 2019. Neural Networks. Complete Course. Williams: 1104.

Harbans R. 2024. Grokking Artificial Intelligence Algorithms. Peter, Series Programmer's Library: 368.

Chubarov I.M, Popova T.A., Sentsova K.A. 2024. Digital Other: Problems of Identity in the Paradigm of Artificial Intelligence. International Research Journal, No. 3(141) (in Russian). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=63639507 (accessed: 16.11.2024).

Schneider S. 2022. Artificial You: Machine Intelligence and the Future of Our Mind: Popular Science Edition. Moscow: Alpina Non-Fiction: 245.

Shumsky S. 2021. Raising Machines. A New History of Reason. Alpina Non-Fiction: 174.

The Effectiveness of Digital Education. 2024. Proceedings of the Yurait Academy. Issue 8 / D. M. Antipina [et al.]; compiled by D. M. Antipina, A. I. Kalenkova, A. A. Safonov; under the general editorship of N. V. Rybkina. Moscow: Yurait: 159.

Yunitskiy A.E. 2022. Artificial Intelligence and Human Alienation from Reason: Causes, Mechanisms, Consequences. Collection of materials of the V international scientific and technical conference "Non-rocket industrialization of near space: problems, ideas, projects", no. 1: 138–143.


Просмотров аннотации: 16

Поделиться

Опубликован

2025-03-28

Как цитировать

Волкова, О. Н., Домбровский, Д. А., & Иванцова, Е. А. (2025). Трансформация профессий в эпоху цифровизации. Экономика. Информатика, 52(1), 194-202. https://doi.org/10.52575/2687-0932-2025-52-1-194-202

Выпуск

Раздел

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)