Лидерство в менеджменте образовательных организаций: конструктивная проекция зарубежной практики
DOI:
https://doi.org/10.52575/2687-0932-2025-52-1-78-85Ключевые слова:
методология ISSPP, развитие профессиональных навыков, управление изменениями, партнерство, культура организацииАннотация
На современном этапе развития в мире существует большое число практик лидерства, которые активно используются в программах подготовки управленческих кадров. В сфере образования в нашей стране такие практики находятся в стадии развития и апробации и широко не применяются. В связи с этим в статье раскрыты результаты исследований роли лидерства на материалах проекта International Successful School Directorship Project (ISSPP). Представлены основные критерии, которые легли в основу проекта и которые позволили разработать модель эффективного руководства школой с использованием потенциала лидерства. В результате разработанная модель представлена тремя уровнями влияния лидерства: влияние вообще; влияние на школу; влияние на преподавании и обучение. Было установлено, что к формированию лидерства необходимо подходить комплексно, учитывая как факторы среды, так и личностные качества самого руководителя.
Скачивания
Библиографические ссылки
Список источников
Day C., Gurr D. Leading Schools Successfully: Stories from the Field; Routledge [Электронный ресурс] // Routledge URL: https://www.routledge.com/Leading-Schools-Successfully-Stories-from-the-field/Day-Gurr/p/book/9781138652156 (дата обращения: 13.10.2024).
Day С. International Successful School Principals Project (ISSPP): Multi-Perspective Research on School Principals [Электронный ресурс] // The University of Nottingham URL: https://www.uv.uio.no/ils/english/research/projects/isspp/brochure/isspp1709-brochure-final.pdf (дата обращения: 13.10.2024).
Gurr D. A Model of Successful School Leadership from the International Successful School Principalship Project / ResearchGate [электронный ресурс]. URL:https://www.researchgate.net/publication/276713814_A_Model_of_Successful_School_Leadership_from_the_International_Successful_School_Principalship_Project (дата обращения 13.10.2024).
Gurr D. Finding your leadership, Perspectives in Education, 2 [Электронный ресурс] // Academia URL: https://www.academia.edu/9067095/Gurr_D_2014_ Finding_your_leadership_Perspectives_in_Education_2 (дата обращения: 13.10.2024).
Gurr D. Successful school leadership across contexts and cultures, Leading and Managing [Электронный ресурс] // Academia URL: https://www.academia. edu/19530411/Gurr_D_2014_Successful_school_leadership_across_contexts_and_cultures_Leading_and_Managing_20_2_pp_75_88 (дата обращения: 13.10.2024).
Gurr D., Day, C. Thinking about leading schools. In Leading Schools Successfully: Stories from the Field [Электронный ресурс] // Taylorfrancis URL: https://www.taylorfrancis.com/books/edit/10.4324/9780203740309/leading-schools-successfully-christopher-day-david-gurr (дата обращения: 13.10.2024).
Harris A., Chapman C. Democratic leadership for school improvement in challenging contexts [Электронный ресурс] // International Electronic Journal for Leadership in Learning URL: https://eprints.gla.ac.uk/75099/1/75099.pdf (дата обращения: 13.10.2024).
Merchant B., Garza E., Ramalho E.M. USA—Culturally-responsive leadership. In Leading Schools Successfully: Stories from the Field [Электронный ресурс] // Taylorfrancis URL: https://www.taylorfrancis.com/ chapters/edit/10.4324/9780203740309-19/usa-betty-merchant-encarnacion-garza-elizabeth-murakami-ramalho (дата обращения: 13.10.2024).
Minor-Ragan Y., Jacobson S. USA—Her own words: Turning around an under-performing school. In Leading Schools Successfully: Stories from the Field [Электронный ресурс] // Taylorfrancis URL: https://www.taylorfrancis. com/chapters/edit/10.4324/9780203740309-3/usa-yvonne-minor-ragan-stephen-jacobson (дата обращения: 13.10.2024).
Mulford B., Silins H. Revised models and conceptualisation of successful school principalship for improved student outcomes [Электронный ресурс] // Researchgate URL: https://www.researchgate.net/publication/235282692 _Revised_models_and_conceptualisation_of_successful_school_principalship_for_improved_student_outcomes (дата обращения: 13.10.2024).
Raihani, Gurr D., Drysdale L., Leading an Islamic school. In a multicultural setting in Indonesia. In Leading Schools Successfully: Stories from the Field [Электронный ресурс] // Researchgate URL: https://www.researchgate.net/ publication/315829128_Leading_an_Islamic_School_in_a_Multicultural_Context (дата обращения: 13.10.2024).
Torres-Arcadia C., Flores-Kastanis E. Mexico—From fragmentation to community: A journey of change. In Leading Schools Successfully: Stories from the Field [Электронный ресурс] // Taylorfrancis URL: https://www.taylorfrancis.com/chapters/edit/10.4324/9780203740309-5/mexico-celina-torres-arcadia-eduardo-flores-kastanis (дата обращения: 13.10.2024).
Yaakov O.B., Tubin D. Israel—The evolution of success. In Leading Schools Successfully: Stories from the Field [Электронный ресурс] // Taylorfrancis URL: https://www.taylorfrancis.com/chapters/edit/10.4324/9780203740309-4/israel-ora-bar-yaakov-dorit-tubin (дата обращения: 13.10.2024).
Список литературы
Абрамов Р.А. 2024. Взаимосвязь между экономической диверсификацией и устойчивым развитием регионов Российской Федерации. Вестник университета, 1: 41–49.
Ломовцева О.А., Герасименко О.А., Островская А.А. 2023. Стратегическое управление: классический концепт или инструмент развития компаний. Экономика и управление: проблемы, решения, 2, 11(140): 103–112.
Ломовцева О.А., Соболев А.В., Соболева С. Ю. 2024. Применение теории контрактов в управлении жизненным циклом организации. Вестник МГПУ. Серия: Экономика, 2(40): 76–89.
Ломовцева О.А., Тимошкин С.П. 2023. Современный подход к обучению лидеров-миллениалов. Экономико-управленческий конгресс: сборник научных работ по итогам международного научно-практического комплексного мероприятия, Белгород, 01–02 ноября 2023 года. Белгород: Белгородский государственный национальный исследовательский университет, 60–63.
Тимошкин С.П. 2024. Компетенции государственно-общественных органов управления общеобразовательной организацией. Вестник МГПУ. Серия: Экономика, 2(40): 134–146.
Тимошкин С.П. 2022. Проекты развития взаимодействий участников образовательных отношений в образовательных организациях. Экономико-управленческий конгресс: сборник статей по материалам Международного научно-практического мероприятия НИУ «БелГУ», Белгород, 10–11 ноября 2022 года. Белгород: Белгородский государственный национальный исследовательский университет, 378–381.
Тимошкин С.П., Тамразова Е.И. 2023. Стратегии развития лидерства персонала образовательной организации в современных условиях. Развитие российской экономики в современных условиях: сборник научных трудов по итогам научной конференции, Государственный университет управления, 12–13 сентября 2023 года. Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 248–252.
References
Abramov R.A. 2024. Vzaimosvyaz' mezhdu ekonomicheskoj diversifikaciej i ustojchivym razvitiem regionov Rossijskoj Federacii [The relationship between economic diversification and sustainable development of the regions of the Russian Federation]. Bulletin of the University, 1: 41–49.
Lomovtseva O.A., Gerasimenko O.A., Ostrovskaya A.A. 2023. Strategic management: a classical concept or a tool for company development [Strategicheskoe upravlenie: klassicheskij koncept ili instrument razvitiya kompanij]. Economics and Management: Problems, Solutions, 2, 11(140): 103–112.
Lomovtseva O.A., Sobolev A.V., Soboleva S.Yu. 2024. Primenenie teorii kontraktov v upravlenii zhiznennym ciklom organizacii [Application of contract theory in managing the life cycle of an organization]. Bulletin of Moscow State Pedagogical Univ. Series: Economics, 2(40): 76–89.
Lomovtseva O.A., Timoshkin S.P. 2023. Sovremennyj podhod k obucheniyu liderov-millenialov [Modern approach to training millennial leaders]. Economic and Management Congress: Collection of scientific papers based on the results of the international scientific and practical comprehensive event, Belgorod, November 1-2, 2023. Belgorod: Belgorod State National Research University, 60–63.
Timoshkin S.P. 2024. Kompetencii gosudarstvenno-obshchestvennyh organov upravleniya obshcheobrazovatel'noj organizaciej [Competences of state and public governing bodies of a general education organization]. Bulletin of Moscow State Pedagogical Univ. Series: Economics, 2 (40): 134–146.
Timoshkin S.P. 2022. Proekty razvitiya vzaimodejstvij uchastnikov obrazovatel'nyh otnoshenij v obrazovatel'nyh organizaciyah [Projects for the development of interactions between participants in educational relations in educational organizations]. Economic and Management Congress: Collection of articles based on the materials of the International scientific and practical event of the National Research University "BelSU", Belgorod, November 10-11, 2022. Belgorod: Belgorod State National Research University, 378–381.
Timoshkin S.P., Tamrazova E.I. 2023. Strategii razvitiya liderstva personala obrazovatel'noj organizacii v sovremennyh usloviyah [Strategies for the development of personnel leadership in an educational organization in modern conditions]. Development of the Russian economy in modern conditions: Collection of scientific papers based on the results of a scientific conference, State University of Management, September 12-13, 2023. Moscow: Publishing and Trading Corporation "Dashkov i K", 248–252.
Просмотров аннотации: 14
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2025 Экономика. Информатика

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.