Методология проведения PEST-анализа для малых промышленных предприятий

Авторы

  • Александр Олегович Лабозин Старооскольский технологический институт им. А.А. Угарова – филиал Национального исследовательского технологического университета «МИСИС»

DOI:

https://doi.org/10.52575/2687-0932-2025-52-1-66-77

Ключевые слова:

стратегия, стратегическое управление, стратегическое планирование, малое промышленное предприятие, микропредприятие, критерии малого предприятия, особенности малого предприятия, алгоритм, PEST-анализ, интерпретация результатов PEST-анализа

Аннотация

Современная быстроменяющаяся и зачастую непредсказуемая среда существования малого бизнеса повышает значимость стратегического планирования на малом предприятии. Вместе с тем ввиду особенностей сегмента применение традиционных инструментов стратегического планирования без существенной адаптации представляется невозможным. Одним из таких инструментов является PEST-анализ. Цель данного исследования заключается в разработке адаптированной версии PEST-анализа, максимально эффективно удовлетворяющей потребности малого промышленного предприятия. Для обоснования предлагаемой вариации анализа проведено исследование научной литературы, описывающей особенности малого бизнеса. Учитывая выделенные характеристики, автор предлагает следующие нововведения при проведении анализа: заранее определенные факторы для проведения анализа, наличие наводящих вопросов для оценки факторов, наличие ссылок на общедоступные и бесплатные информационные ресурсы. Цель нововведений заключается в сокращении временных и материальных затрат на сбор информации и проведение анализа. Инструмент исчерпывающе интерпретирует результат анализа и предлагает рекомендации по его практическому применению. Для удобства использования процесс проведения PEST-анализа выражен в математической формуле. В условиях крайне ограниченных материальных и временных ресурсов разработанный автором вариант проведения PEST-анализа решает задачу максимального упрощения осуществления функции стратегического планирования на малом промышленном предприятии. Полученные результаты расширяют методологию общенаучной теории стратегического планирования, добавляя новый инструмент исследования – PEST-анализ для малых промышленных предприятий.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Александр Олегович Лабозин, Старооскольский технологический институт им. А.А. Угарова – филиал Национального исследовательского технологического университета «МИСИС»

Аспирант, Старооскольский технологический институт им. А.А. Угарова – филиал Национального исследовательского технологического университета «МИСИС», Белгородская обл., г. Старый Оскол, Россия

E-mail: aleksandr.labozin@gmail.com

Библиографические ссылки

Список источников

Аналитическое агентство Автостат. URL: https://www.autostat.ru (дата обращения 28.10.2024).

Блинов А.О. 1997. Малое предпринимательство: Организационные и правовые аспекты деятельности. М., 335 с.

Ваганова О.В., Волкова А.А., Иваненко М.Г., Королькова Д.И., Леонтьев Е.Д., Вертакова Ю.В., Стрябкова Е.А. 2019. Производственный менеджмент. Белгород, 151 с.

ГБУ «Малый бизнес Москвы». URL: https://mbm.mos.ru (дата обращения 28.10.2024).

Информационно-статистическое агентство DataReportal. URL: https://datareportal.com (дата обращения 28.10.2024).

Информационно-статистическое агентство Information Sciences Ltd. URL: https://www.worldeconomics.com (дата обращения 28.10.2024).

Каплан Р., Нортон Д. 2012. Награда за блестящую реализацию стратегии. М., 344 с.

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. URL: https://digital.gov.ru/ru/ (дата обращения 28.10.2024).

Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: https://www.economy.gov.ru (дата обращения 28.10.2024).

Правительство Российской Федерации. URL: http://government.ru (дата обращения 28.10.2024).

Президент Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru (дата обращения 28.10.2024).

Рубе В. А. 2000. Малый бизнес: история, теория и практика. М.: ТЕИС, 231 с.

Самарина В.П. 2021. Антикризисное управление регионами России. СПб., 129 с.

Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения 28.10.2024).

Центральный Банк РФ. URL: https://cbr.ru (дата обращения 28.10.2024).

Эванс В. 2015. Ключевые стратегические инструменты. 88 инструментов, которые должен знать каждый менеджер. М., 456 с.

Список литературы

Добровольский А.Л. 2013. PEST-анализ как инструмент стратегического планирования. Управление мегаполисом, 4 (34): 116–119.

Камшилов С.Г. 2017. Применение STEEP-анализа для производственной сферы в текущих макроэкономических условиях. Вестник факультета управления Челябинского государственного университета, 2: 82–88.

Кузьменко О.В., Чекарь В.Н. 2023. PEST-анализ в системе стратегического маркетингового анализа. Экономика и бизнес: теория и практика, 2 (96): 217–223.

Новичкова Л.М. 2015. Инструменты стратегического анализа компании. Молодой ученый, 21-1 (101): 56–60.

Пономарева Е.В. 2016. Методология проведения PESTEL-анализа. Экономика и социум, 11 (30): 264–270.

Семиколенова М.Н., Глубокова Л.Г., Федорова С.Ю. 2018. PEST-анализ сельскохозяйственного производства региона. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент, 12–3: 16–24.

Скуфьина Т.П., Бажутова Е.А., Самарина В.П. 2019. Предпринимательская активность в регионах российской Арктики в сравнении с общероссийской ситуацией. Арктика и Север, 37: 51–68.

Aguilar F.J. 1967. Scanning the business environment. New York, MacMillan Co., 239 p.

Nahlik W. 1989. Mittelslandisehe Unternehmenals Kreditnehmer. Nahlik. Bank. Koln., 11: 3628-3634.

References

Dobrovolsky A.L. 2013. PEST analysis as a strategic planning tool. Megalopolis Management, 4 (34): 116–119 (in Russian).

Kamshilov S.G. 2017. Application of STEEP analysis for the production sector in the current macroeconomic conditions. Bulletin of the Faculty of Management of Chelyabinsk State University, 2: 82–88 (in Russian).

Kuzmenko O.V., Chekar V.N. 2023. PEST analysis in the strategic marketing analysis system. Economics and Business: Theory and Practice, 2 (96): 217–223 (in Russian).

Novichkova L.M. 2015. The company's strategic analysis tools. Young Scientist, 21-1 (101): 56–60 (in Russian).

Ponomareva E.V. 2016. Methodology of PESTEL analysis. Economics and Society, 11 (30): 264–270 (in Russian).

Semikolenova M.N., Glubokova L.G., Fedorova S.Y. 2018. PEST analysis of agricultural production in the region. Bulletin of the South Ural State University. Series: Economics and Management, 12-3: 16–24 (in Russian).

Skufina T.P., Bazhutova E.A., Samarina V.P. 2019. Entrepreneurial activity in the regions of the Russian Arctic in comparison with the national situation. The Arctic and the North, 37: 51–68 (in Russian).

Aguilar F.J. 1967. Scanning the business environment. New York, MacMillan Co., 239 p.

Nahlik W. 1989. Mittelslandisehe Unternehmenals Kreditnehmer. Nahlik. Bank. Koln., 11: 3628-3634.


Просмотров аннотации: 26

Поделиться

Опубликован

2025-03-28

Как цитировать

Лабозин, А. О. (2025). Методология проведения PEST-анализа для малых промышленных предприятий. Экономика. Информатика, 52(1), 66-77. https://doi.org/10.52575/2687-0932-2025-52-1-66-77

Выпуск

Раздел

ОТРАСЛЕВЫЕ РЫНКИ И РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)