Ценологический анализ региональных экономических систем (на примере сферы туризма)
DOI:
https://doi.org/10.52575/2687-0932-2025-52-1-19-30Ключевые слова:
ценоз, экономический ценоз, ранговое распределение, туризм, инструментарий анализа, модель экономического ценоза, региональная экономика, въездной туризмАннотация
В статье развивается подход к анализу состояния сферы туризма в России, рассматриваемой как сложный экономический ценоз. Основу анализа составляют модели ранговых распределений различных параметров и характеристик входящих в ценоз видов, в качестве которых в работе рассматриваются субъекты Российской Федерации. Информационную основу исследования составили официальные данные Росстата о состоянии сферы туризма в России. Обоснована возможность применения в отношении сферы туризма ценологического подхода, предложен алгоритм построения и интерпретации значений коэффициентов моделей ранговых распределений видов; способ анализа динамики развития ценоза, основанный на представлении соответствующего процесса в пространстве коэффициентов описывающих ценоз моделей; инструментарий оценки благоприятности условий и возможностей изменения текущего состояния отдельного входящего в ценоз вида, основанный на использовании коэффициента корреляции Спирмена.
Благодарности: статья подготовлена при поддержке гранта ФГБОУ ВО «МГТУ» НП11-2024 от 2024 г. «Единое интеллектуальное информационное пространство региона как фактор его устойчивого и эффективного развития».
Скачивания
Библиографические ссылки
Список источников
Кудрин Б.И. 1991. Введение в технетику. Томск: Изд-во ТГУ, 384 с.
Сайт профессора Кудрина Б.И. URL: http://www.kudrinbi.ru/ (дата обращения: 12.08.2024).
Биоценоз. Большая российская энциклопедия. URL: https://bigenc.ru/c/biotsenoz-6c2e22 (дата обращения: 12.08.2024).
Сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm (дата обращения: 06.09.2024).
Сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/poezdki_08-2024.xlsx (дата обращения: 12.08.2024).
Сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Turpotok_07-2024.xlsx (дата обращения: 12.08.2024).
Сайт Ассоциации Туроператоров. URL: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/53770.html (дата обращения: 12.08.2024).
Список литературы
Гурина Р.В., Морозова Е.В. 2020. Ценология – учение о ценозах разной природы. Образовательные технологии, 1: 40–49.
Гурина Р.В., Ланин А.А. 2005. Границы применимости закона рангового распределения. Техногенная самоорганизация и математический аппарат ценологических исследований. Вып. 28 «Ценологические исследования». М.: Центр системных исследований», 429–437.
Долятовский В.А. 2020. Оценки устойчивости и оптимизация характеристик экономических ценозов. Фундаментальные исследования, 5: 67–74.
Колесников М.В. 2012. Модели состояния отрасли: ценологический подход. Мир транспорта, 6: 22–27.
Кузьминов А.Н. 2009. Управление в социально-экономических системах на основе моделирования ценозов: теория, методология, инструментарий: диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. Институт архитектуры и искусства ФГОУ ВПО Южный Федеральный университет, 360 с.
Кузьминов А.Н. 2017. Ценологический инструментарий управления региональной рыночной средой предприятий малого бизнеса. Ростов н/Д.: СКНЦВШ, 124 с.
Кузьминов А.Н., Сахарова Л.В., Бухов Н.В. 2023. Алгоритм разработки ценологической эталонной модели в интеллектуальном анализе. Информатизация в цифровой экономике, 4(2): 153–166. doi: 10.18334/ide.4.2.118310.
Кузьминов А.Н., Джуха В.М., Чефранов С.Г. 2018. Междисциплинарные основания исследования крупномасштабных экономических систем на основе теории ценозов: монография: под редакцией А.Н. Кузьминова, 237 с.
Песоцкая Е.В., Селютина Л.Г. 2021. Методология управления бизнес-субъектами рынка туристских услуг в условиях активизации конкурентного процесса. Экономика. Информатика, 48(3): 495–506. https://doi.org/10.52575/2687-0932-2021-48-3-495-506.
Пьянкова С.Г., Митрофанова И.В., Ергунова О.Т. 2023. Индустрия туризма в условиях «новой нормальности»: вызовы и перспективы. Экономика. Информатика, 50(2): 300–312. https://doi.org/10.52575/2687-0932-2023-50-2-300-312.
Ступачев С.А. 2019. Оценка устойчивости экономических систем, описываемых экономическими ценозами, на примере банковского сектора Республики Молдова. Экономические науки, 181: 418–422.
Фролов В.А. 2015. Границы технических и информационных ценозов в научно-технической литературе. Технические науки: тенденции, перспективы и технологии развития, вып. 2: 25–28.
Фуфаев В.В. 2006. Экономические ценозы организаций. М.-Абакан: Центр системных исследований, 86 с.
Чефранов С.Г. 2018. Развитие методов анализа экономических ценозов, основанных на регрессионных моделях ранговых распределений. Новые технологии/New technologies, 4: 186–192.
Ядранка Д.Т., Марина Д., Милица Р.Ц. 2021. Детерминанты уклонения от уплаты налогов: эмпирическое исследование на материалах Сербии. Экономика. Информатика, 48(3): 514–527. https://doi.org/10.52575/2687-0932-2021-48-3-514-527.
Ярошевич Н.Ю., Мигунов В.В. 2022. Проблема идентификации продуктовых границ отраслевого рынка промышленной продукции в ОКВЭД: эмпирический подход. Экономика. Информатика, 49(2): 308–326. https://doi.org/10.52575/2687-0932-2022-49-2-308-326.
References
Gurina R.V., Morozova E.V. 2020. Cenology – the study of cenoses of different nature. Educational technologies, 1: 40–49.
Gurina R.V., Lanin A.A. 2005. The limits of applicability of the law of rank distribution. Technogenic self-organization and mathematical apparatus of cenological research, Issue 28 "Cenological research". Moscow: Center for System Research, 429–437.
Dolyatovsky V.A. 2020. Sustainability assessments and optimization of the characteristics of economic values. Fundamental Research, 5: 67–74.
Kolesnikov M.V. 2012. Models of the state of the industry: a cenological approach. The world of transport, 6: 22–27.
Kuzminov A.N. 2009. Management in socio-economic systems based on cenosis modeling: theory, methodology, tools dissertation for the degree of Doctor of Economics. Institute of Architecture and Art, Southern Federal University, 360 p.
Kuzminov A.N. 2017. Cenological tools for managing the regional market environment of small businesses. Rostov n/A: SKNTSVSH, 124 p.
Kuzminov A.N., Sakharova L.V., Bukhov N.V. 2023. An algorithm for developing a cenological reference model in intellectual analysis. Informatization in the digital economy, 4(2): 153–166. doi: 10.18334/ide.4.2.118310.
Kuzminov A.N., Dzhukha V.M., Chefranov S.G. 2018. Interdisciplinary foundations of the study of large-scale economic systems based on the theory of cenoses: monograph: edited by A. N. Kuzminov, 237 p.
Pesotskaya E.V., Selyutina, L.G. 2021. Methodology for managing business entities of the tourist services market in the context of intensifying the competitive process. Economics. Information Technologies, 48(3): 495–506. https://doi.org/10.52575/2687-0932-2021-48-3-495-506.
Pyankova S.G., Mitrofanova I.V., Ergunova, O.T. 2023. Tourism Industry in the New Normal: Challenges and Prospects. Economics. Information Technologies, 50(2): 300–312. https://doi.org/10.52575/2687-0932-2023-50-2-300-312.
Stupachev S.A. 2019. Assessment of the stability of economic systems described by economic values, using the example of the banking sector of the Republic of Moldova. Economics, 181: 418–422.
Frolov V.A. 2015. The boundaries of technical and information values in scientific and technical literature. Technical Sciences: Trends, Prospects and Development technologies, vol. 2: 25–28.
Fufaev V.V. 2016. Economic values of organizations. M.-Abakan: Center for System Research, 86 p.
Chefranov S.G. 2018. Development of methods for analyzing economic values based on regression models of rank distributions. New technologies, 4: 186–192.
Jadranka D.T., Marina D., Milica R.C. 2021. The determinants of tax evasion: empirical evidence from Serbia. Economics. Information Technologies, 48(3): 514–527. https://doi.org/10.52575/2687-0932-2021-48-3-514-527.
Yaroshevich N.Y., Migunov V.V. 2022. The Problem of Identifying the Product Boundaries of the Industrial Sector Market in OKVED: an Empirical Approach. Economics. Information Technologies, 49(2): 308–326. https://doi.org/10.52575/2687-0932-2022-49-2-308-326.
Просмотров аннотации: 25
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2025 Экономика. Информатика

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.