Моделирование оптимального распределения составляющих лекции и практического занятия

Авторы

  • Антонина Валериановна Ганичева Тверская государственная сельскохозяйственная академия
  • Алексей Валерианович Ганичев Тверской государственный технический университет

DOI:

https://doi.org/10.52575/2687-0932-2024-51-4-864-872

Ключевые слова:

качество обучения, компетенции, темы, учебные часы, эксперты, задача линейного программирования, матричная игра

Аннотация

Проблема оптимизации распределения учебных часов между лекционными и практическими занятиями является одной из важнейших при управлении учебным процессом и актуальной в условиях перехода к цифровым образовательным технологиям. Распределение учебного времени должно быть согласованно с компетенциями, которые требуется освоить при изучении данного раздела дисциплины. Целью данной статьи является разработка математической модели оптимального распределения составляющих лекции и практического занятия. Новизна работы заключается в применении для решения рассматриваемой проблемы метода математического моделирования. При построении математической модели используется метод линейного программирования. Целевой функцией задачи является сумма произведений долей учебных часов на их коэффициенты значимости для формирования данной компетенции. Ограничения определяются имеющимся фондом учебных часов на реализацию данной компетенции по конкретной теме. Разработан наглядный алгоритм геометрического решения задачи путем сведения ее к матричной игре. Основным результатом данной работы является разработанная математическая модель оптимального согласования количества учебных часов, отводимых на усвоение составляющих лекции и практического занятия. Разработанный метод позволит совершенствовать качество образовательного процесса.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Антонина Валериановна Ганичева, Тверская государственная сельскохозяйственная академия

кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры физико-математических дисциплин и информационных технологий, Тверская государственная сельскохозяйственная академия,
г. Тверь, Россия
E-mail: TGAN55@yandex.ru

Алексей Валерианович Ганичев, Тверской государственный технический университет

старший преподаватель кафедры информатики и прикладной математики, Тверской государственный технический университет,
г. Тверь, Россия
E-mail: alexej.ganichev@yandex.ru

Библиографические ссылки

Алтунин А.Е., Семухин М.А. 2003. Модели и алгоритмы принятия решений в нечетких условиях. Тюмень: изд-во ТГУ, 352 с.

Болгова Е.В., Касаткина Т.И., Кузьменко Р.В., Москаленко А.Г. 2019. Математическое моделирование и оптимизация расчета учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава кафедры. Вестник Воронежского института ФСИН России, 1: 39–50.

Ганичева А.В. 2012. Модель менеджмента качества учебных планов. Качество. Инновации. Образование, 4 (83): 37–41.

Ганичева А.В., Ганичев А.В. 2023. Математические методы и модели учебного процесса: монография. Тверь: Тв ГТУ, 160 с.

Григоревская Л.П., Григоревский Л.Б. 2007. Поиск критериев оптимального содержания обучения на лекционном и практическом занятиях. Сибирский педагогический журнал, 11: 54–66.

Карпачев А.А., Стародубцев П.А., Бакланов Е.Н. 2015 Инварианты учебных планов высших учебных заведений. Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ», 7(2). DOI: 10.15862/50PVN215.

Касаткина Т.И. Болгова Е.В. Россихина Л.В. Кузьменко Р.В. 2020. Подход к математическому моделированию распределения учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава кафедры на основе теории множеств. Моделирование, оптимизация и информационные технологии, 8(1): 19 DOI: 10.26102/2310-6018/202.

Касаткина Т.И., Болгова Е.В., Россихина Л.В., Кузьменко Р.В., Дмитриев Е.В., Душкин А.В. 2019. Математическая модель оптимизации образовательного процесса для информационно-управляющей системы. Промышленные АСУ и контроллеры, 5: 33–43.

Харитонов И.М. 2011. Моделирование процесса построения учебного плана на основе формализованного представления учебной дисциплины. Открытое образование, 2-1: 21–32.

Шикульский М.И., Евсина Е.М., Кравченкова Т.П. 2022. Разработка математической модели распределения фонда стимулирующих выплат с учетом рейтинговых оценок профессорско-преподавательского состава высшего учебного заведения // Инженерно-строительный вестник Прикаспия: научно-технический журнал, 1 (39): 157–163.

Bronov S.A., Stepanova E.A., Panikarova N.F. Pichkovskaya S.Y. 2020 Structural control system for the educational program Based on Information Technology Proc. Int. Conf. on Economic and Social Trends for Sustainability of Modern Society, 1: 286–293.

Bronov S.A., Stepanova E.A., Pichkovskaya S.Y., Sheluhin A.V., Panikarova N.F. 2019. Information technology in the educational program design. Proc. Int. Conf. Conference on Applied Physics, Information Technologies and Engineering-APITECH-2019 (Krasnoyarsk: SibGU), 33066.

Ganicheva A.V. 2016 Optimization Models of Components of Educational Process British Journal of Mathematics & Computer Science, 14 (5): 1–11.

García M.J., Escribano Otero J.J., Carracedo F.S., Millán E., González J. 2010. Optimization of Faculty Time-Management: Some Practical Ideas. International Journal of Engineering Education, 34(5): 1467–1478.

Gutgarts R.D. 2020. Practical aspects of project-based learning in the study of the discipline “Developing information systems”. Business Informatics, 14(1): 51–61.

Levshina N.I., Sannikova L.N., Abramzon T.E., Stepanova N.A., Velikanova S.S. 2020. Control and Analytical Activity of Teachers in the Educational Institution. International Journal of Innovation, Creativity and Change, 12 (2): 725–733.

Orlov A.I. 2023. About mathematical, statistical and instrumental methods of economy and management of science Polythematic Online Scientific. Journal of Kuban State Agrarian University, 186: 173–194.

Orlov A.I. 2023. Controlling of economic and mathematical methods Polythematic Online Scientific. Journal of Kuban State Agrarian University, 190: 70–80.

Orlov A.I. 2023. Mathematical model of optimal management of the learning process Polythematic Online. Scientific Journal of Kuban State Agrarian University, 185: 106–118.

Souza M., Moreira R., Figueiredo E. 2019 Students perception on the use of project-based learning in software engineering education. Proc. Int. Conf. of the XXXIII Brazilian Symposium on Software Engineering (SBES 2019), Salvador, Bahia, Brazil, 537–546.


Просмотров аннотации: 9

Поделиться

Опубликован

2024-12-30

Как цитировать

Ганичева, А. В., & Ганичев, А. В. (2024). Моделирование оптимального распределения составляющих лекции и практического занятия. Экономика. Информатика, 51(4), 864-872. https://doi.org/10.52575/2687-0932-2024-51-4-864-872

Выпуск

Раздел

КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ