Континентально-океаническая дихотомия в развитии туристического бренда западных регионов России в период геоэкономической турбулентности
DOI:
https://doi.org/10.52575/2687-0932-2024-51-2-265-282Ключевые слова:
приграничный регион, приморский регион, приморский туризм, туристический кластер, пандемия, туристический потокАннотация
В последние годы западные субъекты России, выступающие контактно-барьерной зоной внешнего взаимодействия, испытывают сложности в наращивании туристической привлекательности территории, что обусловлено негативным влиянием геоэкономических и геополитических факторов. Объектом исследования выступили пространственные тенденции в развитии туристической отрасли, являющиеся следствием сочетания разнонаправленных общемировых, национальных и локальных трендов и тенденций. Цель статьи – оценить произошедшее смещение современных туристических потоков в регионах Западного порубежья РФ в контексте континентально-океанической дихотомии. В анализе использован комплекс статистических методов для оценки структурных сдвигов в современном развитии туристической отрасли. Показан разворот туристических потоков в континентальное пространство при сохранении ведущей роли приморских регионов как ареала притяжения туристов. Количественное исследование дополнено качественной оценкой условий формирования и развития туристических кластеров в 4 регионах выборки: Ростовской, Калининградской, Воронежской и Белгородской областях. Для Ростовской области выявлен недоиспользованный потенциал по формированию приморского туристического бренда в сравнении с Калининградской областью. Обоснованы активные процессы туристического кластерообразования и брендирования территорий в неприморских регионах. Для всех регионов исследования определена тенденция к постпандемийному восстановлению туристической активности, а также дана оценка новых рисков и угроз, связанных с близостью зоны боевых действий.
Благодарности: исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РНФ 22-28-00022.
Скачивания
Библиографические ссылки
Список источников
Безруков Л.А. 2008. Континентально-океаническая дихотомия в международном и региональном развитии. Новосибирск: Академическое изд-во «Гео». 369 с.
Белновости. 2013. Концепцию брендирования Белгорода обсудили на Общественном совете. URL: https://www.belnovosti.ru/11279.html# (дата обращения: 17.02.2024).
Борцова А. 2021. Кластер «Воронежский» возродит туристическую привлекательность области. Время Воронежа. URL: https://vrntimes.ru/articles/analitika/klaster-voronezhskiy-vozrodit-turisticheskuyu-privlekatelnost-oblasti (дата обращения: 13.10.2023).
Вольный Дон. 2023. Официальный туристический портал Ростовской области. URL: https://visitdon.ru/ (дата обращения: 16.10.2023).
ВШЭ. 2014. В Белгородской области создают туристический кластер «Северский Донец». URL: https://www.hse.ru/org/hse/cluster/news/212293345.html (дата обращения: 15.01.2024).
Патентус. 2023. Заявка на регистрацию товарного знака «Ого Белогорье» подана в Роспатент. URL: https://patentus.ru/blog/2023/03/zayavka-na-registratsiyu-tovarnogo-znaka-ogo-belogore-podana-v-rospatent/ (дата обращения: 15.10.2023).
Приморские зоны России на Балтике: факторы, особенности, перспективы и стратегии трансграничной кластеризации. 2018. Под ред. А.Г. Дружинина. Сер. Научная мысль Балтийского федерального университета. Москва, 216 с.
Проблемы экономической безопасности регионов Западного порубежья России. 2019. Под ред. Г.М. Федорова, Калининград, Изд.-во БФУ им. И. Канта, 267 с.
Российская кластерная обсерватория. 2023. Карта кластеров России: Кластер туристической отрасли. URL: https://map.cluster.hse.ru/cluster/526 (дата обращения: 17.10.2023).
Росстат. 2023. Туризм. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm (дата обращения: 13.10.2023).
ТАСС. 2022. В Белгородской области на средства гранта «Агротуризм» реализуют три проекта. URL: https://tass.ru/ekonomika/14878055 (дата обращения: 17.02.2024).
Туризм и отдых. 2023. Губернатор и правительство Белгородской области. URL: https://belregion.ru/region/priorities/turizm-i-otdykh/ (дата обращения: 18.10.2023).
Экономическая безопасность регионов Западного порубежья России. 2021. Под ред. Г.М. Федорова, Калининград, Изд.-во БФУ им. И. Канта, 232 с.
Russian Event Awards.2014. Финалист Национальной премии в области событийного туризма «Russian Event Awards» 2014 года — «Возрождение орнаментальных хороводов «Кривые танки Грайворонской слободы». URL: https://rea-awards.ru/news/finalist-nacionalnojj-premii-v-oblasti-sobytijjnogo-turizma-russian-event-awards-2014-goda-vozrozhdenie-ornamentalnykh-khorovodov-krivye-tanki-grajjvoronskojj-slobody/ (дата обращения: 10.10.2023).
Список литературы
Горочная В.В. 2023. Преодоление геоэкономической турбулентности в аспекте континентально-экономической дихотомии (на примере Ростовской и Калининградской областей). Проблемы приграничья. Новые траектории международного сотрудничества: материалы VII международной научно-практической конференции / отв. ред. А.А. Михайлова. — Калининград: Издательство БФУ им. И. Канта, 7: 79–87.
Горочная В.В. 2019. Резистентность морехозяйственного комплекса западных регионов России в условиях геоэкономической турбулентности: факторы, механизмы, региональный опыт. Экономические науки, 180: 29–38.
Гуляев И.И., Лиховец К.В. 2016. Анализ культурного брэндинга города Белгорода и Белгородской области. NovaInfo, 48: 338–342.
Дружинин А.Г. 2023. Центро-периферийное реструктурирование «морских» регионов российского порубежья: современные геополитические и геоэкономические детерминанты. Проблемы приграничья. Новые траектории международного сотрудничества: материалы VII международной научно-практической конференции / отв. ред. А.А. Михайлова. — Калининград: Издательство БФУ им. И. Канта, 7: 11–15.
Зверев Ю.М. 2023. Три российских региона на Балтике в условиях противостояния России и Запада. Балтийский регион, 15(4): 24–41. DOI: 10.5922/2079-8555-2023-4-2
Коноплева В.С., Герасимова А.В., Коноплева И.А. 2023. Формы и перспективные направления развития туризма в Калининградской Области. Экономический вектор, 2(33): 65–72. DOI:10.36807/2411-7269-2023-2-33-65-72
Окорокова Ю.А. 2022. Совершенствование транспортно-логистических цепей в приграничных регионах России в новых реалиях. Московский экономический журнал, 9, 646–656.
Сафронова Т.Н., Яброва О.А., Шитова Д.Д., Ханеева М.А. 2023. Рынок туризма в мире и в России: современное состояние и перспективы развития. Наука Красноярья, 12(3): 26–43. DOI:10.12731/2070-7568-2023-12-3-26-43
Смородинская Н.В., Катуков Д.Д. 2022. Россия в условиях санкций: пределы адаптации. Вестник Института экономики Российской академии наук, 6: 52–67. DOI: 10.52180/2073-6487_2022_6_52_67
Шалыгина Н.П., Селюков М.В. 2014. Брендинг и его роль в создании инвестиционной привлекательности региона. Современные проблемы науки и образования, 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14688 (дата обращения: 04.10.2023).
Gorochnaya V., Mikhaylov A., Plotnikova A., Mikhaylova A. 2021. The interdependence between tourism and innovation activity in the western borderlands of Russia. GeojournalofTourismandGeosites, 34(1): 147–154.
Gorochnaya V.V., Mikhaylov A.S., Plotnikova A.P., Mikhaylova A.A. 2020. Tourism clusters and innovation security: dialectics in the western border regions of Russia. Geojourna lof Tourism and Geosites, 28(1): 127–139. DOI: 10.30892/gtg.28110-457
Mikhaylov A.S., Gorochnaya V.V., Hvaley D.V., Gumenyuk I.S. 2020.Innovativedevelopmentof Russian coastalregions: North-South divergence. Baltic Region, 12(3): 105–126.
Mikhaylova A.A., Bocharnikov V.N., Giricheva E.E., Hvaley D.V., Mikhaylov, A.S. 2023. Geospatial modeling of the distribution of tourist attractions for the functional delimitation of coastal zones. GeoJournal of Tourism and Geosites, 50(4): 1494–1505. DOI: 10.30892/gtg.50429-1147
Просмотров аннотации: 128
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2024 Экономика. Информатика
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.