Индустрия туризма в условиях «новой нормальности»: вызовы и перспективы

Авторы

  • Светлана Григорьевна Пьянкова Уральский государственный экономический университет
  • Инна Васильевна Митрофанова Федеральный исследовательский центр Южный научный центр РАН; Волгоградский государственный университет
  • Ольга Титовна Ергунова Санкт-Петербургский филиал Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

DOI:

https://doi.org/10.52575/2687-0932-2023-50-2-300-312

Ключевые слова:

турист, мировой рынок туризма, устойчивое развитие, стратегия развития, вызовы, региональный туризм

Аннотация

В статье авторами проведены теоретические и практические исследования развития рынка туризма в условиях ужесточения геополитических и экономических вызовов. Пандемия COVID-19, геополитические риски, локдауны и другие мировые тенденции туристического спроса оказали влияние на усиление внутреннего туризма стран мира. Авторы представили конвергенцию теоретических исследований по туризму в мире, акцентировали внимание на уже существующих зарубежных и отечественных исследованиях индустрии гостеприимства в парадигме устойчивого развития территорий в условиях усиливающейся неопределенности. Отдельно авторы рассмотрели аналитические данные по развитию туризма в мире и России. По итогам 2022 г. международные прибытия могут достичь 65% допандемического уровня, в соответствии с первоначальными сценариями ЮНВТО. Несмотря на растущие проблемы, указывающие на замедление темпов восстановления в ближайшие месяцы, экспортная выручка от туризма может достичь 1,2–1,3 трлн долл. США, что на 70–80% больше величины зарегистрированных 1,8 трлн долл. США. в 2019 г. Состояние индустрии туризма в России характеризуется тем, что по итогам 2022 года въездной туризм в РФ упал более чем на 90% концу, тогда как внутренний организованный туризм устойчиво развивался. Эмпирическую основу исследования составляет анализ показателей развития туризма в РФ и федеральных округах в динамике – от начала разработки национальной стратегии до реализации в регионах страны через разработку конкурентоспособного туристического продукта, консолидацию органов власти, а также деловую, стратегическую и операционную деятельность.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Светлана Григорьевна Пьянкова, Уральский государственный экономический университет

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры региональной, муниципальной экономики и управления, Уральский государственный экономический университет,
г. Екатеринбург, Россия

Инна Васильевна Митрофанова, Федеральный исследовательский центр Южный научный центр РАН; Волгоградский государственный университет

доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Лаборатории региональной экономики, Федеральный исследовательский центр Южный научный центр РАН,
г. Ростов-на-Дону, Россия;
профессор кафедры экономической теории, региональной экономики и предпринимательства, Волгоградский государственный университет,
г. Волгоград, Россия

Ольга Титовна Ергунова, Санкт-Петербургский филиал Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

кандидат экономических наук, доцент, доцент Департамента менеджмента, Санкт-Петербургский филиал Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»,
г. Санкт-Петербург, Россия

Библиографические ссылки

Список источников

Итоги развития туристической области в 2022-м и прогнозы на 2023 год. Strategy Partners. URL: https://strategy.ru/news/106 (дата обращения: 09.01.2023).

Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», 2020, Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/turizm/nacionalnyy_proekt_turizm_i_industriya_gostepriimstva/ (дата обращения: 10.01.2023).

Официальные цифры по выездному турпотоку мало соответствуют реальности. RATAnews. 07.11.2022. URL: https://ratanews.ru/news/news_7112022_1.stm (дата обращения: 10.01.2023).

Пограничная служба ФСБ России. http://ps.fsb.ru/ (дата обращения: 15.01.2022).

Россияне за три квартала совершили 17,4 млн поездок за рубеж со всеми целями. Интерфакс. 07.11.2022. URL: https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/93000/ (дата обращения: 25.12.2022).

Туризм в России. Сборник. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm/publications (дата обращения: 30.12.2022).

Glossary of Tourism terms. Glossary. UNWTO. 2008. URL: https://www.unwto.org/glossary-tourism-terms (дата обращения: 09.01.2023).

Hall C. M., Le-Klähn D.-T., Ram Y. Tourism, public transport and sustainable mobility // Channel View Publications. Volume 4 in the series Tourism Essentials. 2017. DOI: 10.21832/9781845415990. URL: https://www.degruyter.com/document/doi/10.21832/9781845415990/html (дата обращения: 10.01.2023).

Life after lockdown: Rebuilding tourism globally, sustainably. United Nations Conference on Trade and Development. 2020. URL: https://unctad.org/news/life-after-lockdown-rebuilding-tourism-globally-sustainably (дата обращения: 10.01.2023).

Tourism Set to Return to Pre-pandemic levels in Some Regions in 2023. UNWTO. URL: https://www.unwto.org/taxonomy/term/347 (дата обращения: 17.01.2023).

UNWTO World Tourism Barometer (Russian version), 2019. URL: https://www.e-unwto.org/doi/epdf/10.18111/wtobarometerrus.2019.17.1.4?role=tab (дата обращения: 20.12.2022).

Unwto World Tourism Barometer. UNWTO. 2022. URL: https://www.unwto.org/unwto-world-tourism-barometer-data (дата обращения: 24.11.2022).

Список литературы

Гуляев В.Г., Рассохина Т.В., Голодяева В.И. 2016. Научные подходы к развитию туризма в Российской Федерации в условиях кризиса, санкций и геополитической нестабильности. Вестник РМАТ, 1: 126–131.

Козлова Е.В., Солод Т.В., Завьялов А.А. 2019. Международный туризм в условиях кризиса мировой экономики: тенденции и проблемы развития. Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление, 4(107): 7–13.

Кружалин В.И., Меньшикова Т.Н., Кружалин К.В. 2022. Стратегическое планирование как основа устойчивого развития туризма в регионах Российской Федерации. Географический вестник, 1(60): 136–149. DOI: 10.17072/2079-7877-2022-1-136-149.

Логунцова И.В. 2020. Индустрия туризма в условиях пандемии коронавируса: вызовы и перспективы. Государственное управление, 80: 50–67. DOI: 10.24411/2070-1381-2020-10063.

Пьянкова С.Г., Ергунова О.Т., Богомолова И.В., Белякова Н.Ю. 2022. Тренды интеграции MICE-туризма в приоритетные сферы социально-экономического развития региона. Региональная экономика. Юг России, 11 (3). С. 16–27. DOI: 10.15688/re.volsu.2022.3.2.

Пьянкова С.Г., Ергунова О.Т., Митрофанова И.В., Глазкова Н.Г. 2021. Развитие внутреннего туризма в России в контексте реализации национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Экономика: вчера, сегодня завтра, 11, (9А): 34–50. DOI: 10.34670/AR.2021.86.19.003..

Пьянкова С.Г., Митрофанова И.В., Ергунова О.Т., Рябова И.А. 2022. Государственно-частное партнерство как инструмент устойчивого развития индустрии гостеприимства и туризма: российский кейс // Экономика: вчера, сегодня, завтра, 12 (3А): 448–461. DOI: 10.34670/AR.2022.35.53.050.

Harb G., Bassil C. 2020. Regional growth, domestic and foreign tourism in NUTS regions: New insights from the old continent. Journal of Travel Research, 61 (2): 279–298. DOI: 10.1177/0047287520979673.

Hasnat M. M., Hasan S. 2018. Identifying tourists and analyzing spatial patterns of their destinations from location-based social media data. Transportation Research Part C: Emerging Technologies, 96: 38–54. DOI: 10.1016/j.trc.2018.09.006.

Li D., Zhou X., Wang M. 2018. Analyzing and visualizing the spatial interactions between tourists and locals: A Flickr study in ten US cities. Cities, 74: 249–258. DOI: 10.1016/j.cities.2017.12.012.

Li J., Xu L., Tang L., Wang S., Li L. 2018. Big data in tourism research: A literature review. Tourism Management, 68: 301–323. DOI:10.1016/j.tourman.2018.03.009.

Joo D., Tasci A. D., Woosnam K. M., Maruyama N. U., Hollas C. R., Aleshinloye K. D. 2018. Residents' attitude towards domestic tourists explained by contact, emotional solidarity and social distance. Tourism Management, 64: 245–257. DOI: 10.1016/j.tourman.2017.08.012.

McCabe S. 2005. ‘Who is a tourist?’ A critical review. Tourist studies, 5 (1): 85–106. DOI: 10.1177/1468797605062716.


Просмотров аннотации: 109

Поделиться

Опубликован

2023-06-30

Как цитировать

Пьянкова, С. Г., Митрофанова, И. В., & Ергунова, О. Т. (2023). Индустрия туризма в условиях «новой нормальности»: вызовы и перспективы. Экономика. Информатика, 50(2), 300-312. https://doi.org/10.52575/2687-0932-2023-50-2-300-312

Выпуск

Раздел

ОТРАСЛЕВЫЕ РЫНКИ И РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)