Гуманитарная деятельность как фактор изменения характера экономических взаимоотношений

Авторы

  • Юрий Сергеевич Бегма Компания BBGroup
  • Зенкина Елена Вячеславовна Российский государственный гуманитарный университет

DOI:

https://doi.org/10.52575/2687-0932-2022-49-3-467-473

Ключевые слова:

виртуальная экономика, смена парадигмы неоклассической теории мировой экономики, особенности развития сфер гуманитарной деятельности, модель глобальной гуманитарной деятельности, гуманитарная экономика, экономика международных гуманитарных отношений

Аннотация

Затянувшийся экономический кризис экономики развитых стран мира (определяющих, по сути, состояние всей мировой экономики) обнажил принципиальную ограниченность (в отличие от множества предшествующих кризисов) дальнейшей экспансии прежнего пути экономического роста. Наметился предел территориальной экспансии: не осталось больше стран и рынков, не вовлеченных в международный товарообмен разделения труда. Определился также предел роста объема товарного производства и сбыта. Основные направления развития производства – технологические новации, обеспечивающие глубокую переработку первичного сырья и постоянное обновление товарной продукции, автоматизация и роботизация, позволяющие снизить расходы на зарплату наемных работников, привели к относительному снижению уровня потребительского спроса, т. е. к кризисному перенасыщению рынка товаров широкого потребления. Стимулирование спроса за счет экспансии потребительского кредита в свою очередь быстро привело к критическому уровню неоплаченной задолженности и невозвратов банковских кредитов. В силу этого, в данной статье впервые предпринята попытка проанализировать пути и перспективы глубокой перестройки модели индустриального капиталистического производства и сложившегося общества потребления. Целью исследования является обоснование того, что экономический рост за счет расширения нематериального производства принципиально меняет неоклассическую модель капиталистической экономики и стандартные теоретические методы преодоления возникающих проблем развития в рамках принятой парадигмы оказываются малоэффективными. В результате исследования показано, что преодоление границ традиционного товарного рынка капиталистических стран идет сегодня за счет коммерциализации новых сфер виртуальной деятельности – науки, спорта, искусства, истории и даже религии. Дано определение гуманитарной деятельности как особой сферы деятельности современного общества, в которой используются (и раскрываются) возможности человека как личности, и прежде всего, его потенциал интеллектуальной, творческой деятельности, которая порождает качественно новые эффекты, новые механизмы взаимодействия экономических параметров. Таким образом, результаты исследования обосновывают становление новой теоретической модели развития мировой экономики.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Юрий Сергеевич Бегма, Компания BBGroup

кандидат экономических наук, доцент, советник компании BBGroup,
г. Москва, Россия

Зенкина Елена Вячеславовна, Российский государственный гуманитарный университет

доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой мировой экономики, Российский государственный гуманитарный университет,
г. Москва, Россия

Библиографические ссылки

Башин Ю.Б., Дремова Ю.Г., Гринев Г.Н. 2021. Экономика информационного общества. Учебное пособие, Сер. Высшее образование: Бакалавриат. Москва, 302 с.

Мировая экономика. 2019. Ю.А. Щербанин, Е.В. Зенкина, П.И. Толмачев, В.М. Грибанич, А.В. Дрыночкин, Е.В. Королев, В.М. Кутовой, Б.Б. Логинов. Москва: ООО «Издательство "Юнити-Дана», 503 с.

Мировая экономика и международные экономические отношения. 2021. А.В. Абрамова, Д.А. Алёшин, Апанович М.Ю., Арапова Е.Я., Булатов А.С., Волков А.М., Габарта А.А., Галищева Н.В., Горбанев В.А., Дегтерева Е.А., Дегтярева О.И., Елагин Д.П., Жданов С.В., Завьялова Е.Б., Зарицкий Б.Е., Зенкина Е.В., Иванова Н.А., Исаченко Т.М., Кавешников Н.Ю., Калашников Д.Б. и др. Полный курс. Учебник / Москва, Сер. Бакалавриат (4-е издание, переработанное и дополненное), 370 с.

Бегма Ю.С., Шабельникова Д.В. 2010. Секреты ценообразования на арт-рынке. Экономический журнал, 4 (20): 128–132.

Бегма Ю.С. 2008. Рынок товаров культуры. В сборнике: Национальная модель развития экономики России. материалы VIII Чаяновских чтений: 117–124.

Бегма Ю.С. 2015. Мировая экономика: неизбежна ли смена парадигмы? Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право, 2 (2): 9–22.

Бегма Ю.С. 2011. Экономика моды: реальность или игра слов. Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право, 10 (72): 204–213.

Бегма Ю.С., Кочарян Ш.Р. 2010. Знаки моды: каприз или потребность? Экономический журнал, 4 (20): 141–145.

Зенкина Е.В. 2018. Постиндустриализация как общая закономерность современных изменений в экономических процессах. Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством, 4 (38): 74–77.

Зенкина Е.В. 2022. Международные валютно-финансовые отношения в постиндустриальном мире. Монография, Москва, 169 с.

Зенкина Е.В., Ивина Н.В. 2017. Постиндустриализация: роль знаний в новой экономике. Международный технико-экономический журнал, 1: 7–12.

Зенкина Е.В. 2021. Информационная глобализация как новая основа современной международной экономики: задачи экономической политики России. Наука и искусство управления. Вестник Института экономики, управления и права Российского государственного гуманитарного университета, 3: 52–59. DOI: 10.28995/2782-2222-2021-3-52-59

Зенкина Е.В. 2022a. Международная гуманитарная деятельность: новые тенденции международного бизнеса. Международный научный журнал, 2: 110–118. DOI: 10.34286/1995-4638-2022-83-2-110-118.

Зенкина Е.В. 2022b. Финансовые инновации развития социальной и солидарной экономики. Экономика. Информатика, 49(1): 59–66.

Мальшина Н.А., Гарнов А.П. 2021. Индустрия культуры и креатива. Управление потоковыми процессами. Монография, Москва, Сер. Научная мысль, 160 с.

Матецкая М.В. 2006. Экономика культуры и вектор институциональных реформ. Вестник СПбГУ, 5(4): 157–162.

Baumol W.J. and Bowen W.G., 1966. Performing Arts. The Economic Dilemma. A study of Problems common to Theater, Opera, Music and Dance. New York, The Twentieth Century Fund, XVI p., 582 p.

De Beukelaer, Christiaan, Spence, Kim-Marie. 2019. Global Cultural Economy, Routledge, 1st Edition, 200 p.

Florida, Richard. 2002. The Rise of the Creative Class. And How It's Transforming Work, Leisure and Everyday Life, New York: Basic Books, P.46.

Hesmondhalgh, David. 2019. The Cultural Industries, SAGE Publishing, University of Leeds, UK, fourth edition, P.568.

Richard E. 2000. Caves Creative Industries: Contracts Between Art and Commerce - Harvard University Press, Cambridge, Massachusetts, and London, England. P. 454.


Просмотров аннотации: 131

Поделиться

Опубликован

2022-09-30

Как цитировать

Бегма, Ю. С., & Елена Вячеславовна, З. (2022). Гуманитарная деятельность как фактор изменения характера экономических взаимоотношений. Экономика. Информатика, 49(3), 467-473. https://doi.org/10.52575/2687-0932-2022-49-3-467-473

Выпуск

Раздел

ИНВЕСТИЦИИ И ИННОВАЦИИ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)