Влияние региональной социально-экономической системы на развитие университета
DOI:
https://doi.org/10.52575/2687-0932-2021-48-2-217-228Ключевые слова:
высшее образование, эффекты, методика, детерминация, закономерности, социально-экономические аспекты, социально-экономическое положение регионаАннотация
В условиях запуска программы стратегического академического лидерства университетов «Приоритет 2030», модернизации моделей эффективного использования вузов в территориальном развитии важны не только подходы к оценке вклада вузов в экономику субъектов РФ, но и методики анализа влияния региональной социально-экономической системы на результативность организаций высшего образования. Целью данного исследования является формирование совокупности критериев, позволяющих представить результат влияния региональной социально-экономической системы на показатели результативности университета. На основе статистических методов анализа определены образовательные, коллаборационные, социальные, экономические эффекты от воздействия территориальных характеристик на показатели вуза (на примере Новгородской области и Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого). Результаты представленного в статье исследования могут быть использованы при корректировке стратегии социально-экономического развития Новгородской области, а также транслированы в практику стратегического планирования российских регионов как идея «включенности» системы регионального управления в развитие систем высшего образования.
Скачивания
Библиографические ссылки
The impact of the University of Birmingham (A report for the University of Birmingham). Oxford Economics. URL: http://www.birmingham.ac.uk/Documents/university/economic-impact-of-university-of-birmingham-full-report.pdf (01.09.2020).
Миграционный прирост: факторы. URL: http://regcomment.ru/analytics/novgorodskijmigratsionnyj-prirost-faktory/ (15.05.2021).
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://gks.ru/ (15.05.2021).
Программа развития Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого на 2017–2021 гг. URL: https://www.novsu.ru/file/1324061 (15.05.2021).
Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новгородской области. URL: https://novgorodstat.gks.ru/ (15.05.2021).
Средний балл абитуриентов, зачисленных в новгородские вузы по итогам ЕГЭ, – 70: Область показала 14-й результат среди всех регионов России. URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/239853703 (16.05.2021).
Аветисян П.С., Геворкян Н.М. 2020. Свободная образовательная среда – основа человеческого капитала и взаимосвязи основных социальных сфер. Экономика региона. 16. 2: 494–506.
Атлас экономической специализации регионов России. В.Л. Абашкин, Л.М. Гохберг, Я.Ю. Еферин и др.; под ред. Л.М. Гохберга, Е.С. Куценко; Нац. Исслед-й университет «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2021, 264 с.
Балмасова Т.А. 2016. «Третья миссия» университета – новый вектор развития? Высшее образование в России. 8–9: 48–55.
Безгодов Д.Н., Беляева О.И. 2016. Социокультурная миссия университета в контексте развития региона. Высшее образование в России. 6: 128–134.
Вахштайн В. 2011. Метафоры и метаморфозы университета. Культиватор № 3 Магия университета. URL: http://www.intelros.ru/pdf/Kultivator/3/2.pdf (01.09.2020).
Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. 2018. Высшее образование как фактор сохранения городов в Уральском макрорегионе. Экономика региона. 14. 3: 914–926.
Макарова Е.Л. 2021. Подходы к управлению гибкостью системы высшего образования на основе учета социально-экономических особенностей регионов. Экономика. Информатика, 48 (1): 17–24.
Резник Г.А., Пономаренко Ю.С., Курдова М.А. 2014. Функции вуза: новые возможности развития. Мир науки. 4: 1–11.
Benneworth, P., Charles, D. 2005. University spin-off policies and economic development in less successful regions: Learning from two decades of policy practice. European Planning Studies. 13: 537–557.
Boulton G., Breimer D. 2006. Universities and Innovation: The Challenge for Europe. League of European Research Universities. LERU. Belgium. URL: https://www.leru.org/publications/ universities-and-innovation-the-challenge-for-europe# (15.09.2020).
Fritsch M., Schwirten C. 2006. Enterprise-University co-operation and the role of public research institutions in regional innovation systems. Industry and Innovation. Vol. 6. 1: 69–83.
Fritsch M., Slavtchev V. 2007. Universities and Innovation in Space, Industry and Innovation. Vol. 14. 2: 201–218.
Glushakova O.V., Fadeykina N.V., Baranova I.V., Ustyugov Yu.A. 2016. Problem and prospects of development of human capital as the immanent basis of quality of life of the rural population of the Russian Federation. Foods and Raw Materials. 2016. Т. 4. 2: 167–180.
Huggins R., Johnston A. 2009. The Economic and Innovation Contribution of Universities: A Regional Perspective. 20 p.
Kranzeeva E.A. 2017. New models of universities: contribution to regional development. Университетское управление: практика и анализ. 21. 21 (5): 64–73.
Mekush G.E., Antonova A.V., Zheleznov Y.A. 2021. Assesment of database of multispectral shooting for environmental and economical checking of disturbed lands. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. International science and technology conference "Earth science". 062074.
Morozova E.A., Mukhacheva A.V., Kiryukhina A.N., Egorova N.M. 2020. Integral modelling of the quality of life of the region’s population. European Proceedings of Social &Behavioural Sciences EpSBS e-ISSN: 2357–1330. Vol. 90.
Valero Anna, van Reenen John. 2016. The Economic Impact of Universities: Evidence from Across the Globe, National bureau of economic research, Cambridge.
Просмотров аннотации: 366
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2021 Экономика. Информатика
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.