Формирование креативных центров в контексте развития социально-экономического потенциала сельских территорий: выявление и оценка лучших практик

Авторы

  • Ольга Евгеньевна Акимова Волгоградский государственный технический университет
  • Сергей Константинович Волков Волгоградский государственный технический университет
  • Елена Андреевна Гладкая Волгоградский государственный университет
  • Ирина Михайловна Кузлаева Ассоциация (некоммерческое партнерство) «Гарантийный фонд Волгоградской области»

DOI:

https://doi.org/10.18413/2687-0932-2020-47-4-665-678

Ключевые слова:

сельские территории, креативные центры, креативный класс, креативная экономика

Аннотация

В рамках данной статьи рассмотрено влияние креативной составляющей на развитие сельских территорий и формирование креативных центров. Изучен вопрос развития инновационного общества знаний, развитие которого началось после информационной революции за счет выделения новых неограниченных ресурсов, таких как творческий потенциал и инновационное мышление, являющихся основными предпосылками развития креативной экономики. Креативный класс, составляющий одну из четырех категорий занятости, основанных на уникальных профессиональных группах, включает в себя людей, занятых в науке и технике, архитектуре и дизайне, образовании, искусстве, музыке и развлечениях. В статье идет речь о том, что благодаря креативному классу можно привлечь людей в сельскую местность, вопреки сложившейся тенденции оттока населения в города, а затем сформировать особое креативное пространство, которое сможет приносить финансовую выгоду экономике региона и развивать творческие способности граждан. Кроме того, рассмотрен опыт формирования подобных центров с целью выявления лучших практик. Однако в ходе исследования выяснилось, что в зарубежных странах в основном развитие креативной составляющей происходит через туристическую сферу, в Российской Федерации креативный класс в большей степени заинтересован крупными мегаполисами, а не сельскими территориями. Авторами был сделан вывод о том, что создание единой универсальной стратегии по развитию сельских территорий нецелесообразно, так как регион должен отслеживать и понимать открывающиеся возможности, связанные с креативным классом, прилагая по меньшей мере столько же усилий, сколько тратится на преднамеренное создание других возможностей.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Ольга Евгеньевна Акимова, Волгоградский государственный технический университет

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и предпринимательства Волгоградского государственного технического университета,
г. Волгоград, Россия

Сергей Константинович Волков, Волгоградский государственный технический университет

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и предпринимательства Волгоградского государственного технического университета,
г. Волгоград, Россия

Елена Андреевна Гладкая, Волгоградский государственный университет

кандидат экономических наук, ведущий специалист по работе с молодежью Волгоградского государственного университета,
г. Волгоград, Россия

Ирина Михайловна Кузлаева, Ассоциация (некоммерческое партнерство) «Гарантийный фонд Волгоградской области»

экономист-менеджер Ассоциации (некоммерческое партнерство) «Гарантийный фонд Волгоградской области»,
г. Волгоград, Россия

Библиографические ссылки

Зотова Л.Р. 2015. Креативный город: творческие индустрии и развитие городов. Креативная экономика, 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kreativnyy-gorod-tvorcheskie-industrii-i-razvitiegorodov (дата обращения: 05.04.2020).

Каверина Н.А., Гретченко А.И., Гретченко А.А. 2019. Современное развитие креативных индустрий в России (опыт столицы и регионов). Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета, 1 (75). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-razvitiekreativnyh-industriy-v-rossii-opyt-stolitsy-i-regionov (дата обращения: 15.04.2020).

Молодова Е.П. 2011. Творческие индустрии как фактор развития территорий. Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд, 11–1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorcheskie-industrii-kak-faktor-razvitiya-territoriy (дата обращения: 11.04.2020).

Образование и креативная индустрия в зеркале международных и отечественных практик. 2017. Бюллетень о сфере образования. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. URL: https://ac.gov.ru/files/publication/a/14525.pdf (дата обращения: 10.03.2020).

Охлопков А. Россия в центре креатива. Ведомости. 23 декабря 2019 URL: https://www.vedomosti.ru/partner/articles/2019/12/24/819475-rossiya-kreativa (дата обращения: 10.03.2020).

Boschma R. A., Fritsch M. 2009. Creative Class and Regional Growth: Empirical Evidence from Seven European Countries. Economic Geography, 85: 391–423.

Creative Economy Programme. United Nations Conference on Trade and Development. 2004. Available at: https://unctad.org/en/Pages/DITC/CreativeEconomy/Creative-Economy-Programme.aspx.

Creative Economy Programme. 2019. United Nations Conference on Trade and Development. Available at: https://unctad.org/en/Pages/DITC/CreativeEconomy/Creative-Economy-Programme.aspx.

Creative nation: Commonwealth cultural policy. 1994. Department of Communications and the Arts (Australia): 102 р.

Currid-Halkett E., Stolarick K. 2011. The Great Divide: Economic Development Theory Versus Practice – A Survey of the Current Landscape. Economic Development Quarterly, 25: 143–157.

Donegan M., Drucker J., Goldstein H., Lowe N., Malizia E. 2008. Which indicators explain metropolitan economic performance best? Traditional or creative class. Journal of the American Planning Association, 74 (2): 180–195.

Duxbury N., Silva S., Vinagre de Castro T. 2018. Creative tourism development in small cities and rural areas in Portugal: Insights from start-up activities. Creating and Managing Experiences in Cultural Tourism. World Scientific Publishing, 81–99.

Florida R. 2003. Cities and the Creative Class. City & Community, 2: 3–19.

Florida R. 2003. The Rise of the Creative Class. New York: Basic Books, 237 p.

Florida, R. 2002.The Rise of the Creative Class: And How It’s Transforming Work, Leisure, Community and Everyday, 253 p.

Gertler M. S., Wolfe D. A., Garkut D. 2000. No Place like Home? The Embeddedness of Innovation in a Regional Economy. Review of International Political Economy, 7(4): 688–718.

Hopkins J. 1998. Signs of the Post-Rural: Marketing Myths of a Symbolic Countryside. Geografiska Annaler, 80(2): 65–81.

Marsden T. 1999. Rural Futures: The Consumption Countryside and its Regulation. Sociologia Ruralis, 39(4): 501–520.

Maskell P., Malmberg A. 1999/ Localized learning and industrial competitiveness. Cambridge Journal of Economics, 23: 167–185

Morgan J. Q., Lambe W., Freyer A. 2009. Homegrown Responses to Economic Uncertainty in Rural America. Rural Realities, 3(2): 1–15.

Morgan K. 1997. The Learning Region: Institutions, Innovation and Regional Renewal. Regional Studies, 31(5): 491–503.

Peck J. 2005. Struggling with the Creative Class. International Journal of Urban and Regional Research, 29: 740–770.

Prince Edward County, Ontario. 2020. Available at: http://pecounty.on.ca.

Richards G., Raymond C. 2000. Creative tourism. ATLAS News, 23: 16–20.

The Creative Economy. 2000. Business Week, The 21st Century Corporation. August 28, 2000 (special double issue), August 28, 1–5.

Triarchi E., Karamanis K. 2017. Alternative tourism development: A theoretical background. World Journal of Business and Management, 3 (1), 35 p.


Просмотров аннотации: 300

Поделиться

Опубликован

2021-03-11

Как цитировать

Акимова, О. Е., Волков, С. К., Гладкая, Е. А., & Кузлаева, И. М. (2021). Формирование креативных центров в контексте развития социально-экономического потенциала сельских территорий: выявление и оценка лучших практик . Экономика. Информатика, 47(4), 665-678. https://doi.org/10.18413/2687-0932-2020-47-4-665-678

Выпуск

Раздел

РЕГИОНАЛЬНАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)