Управление маркетинговой деятельностью российских вузов и его адаптация к изменяющимся рыночным условиям в экономике России и на глобальных рынках

Авторы

  • Ирина Алексеевна Шумакова Белгородский государственный национальный исследовательский университет

DOI:

https://doi.org/10.52575/2687-0932-2021-48-1-72-81

Ключевые слова:

маркетинговая деятельность, университет, маркетинговое управление, конкурентоспособность, управление организацией бенчмаркинг

Аннотация

Актуальность темы авторского исследования связана с необходимостью последовательного и системного достижения национальных целей развития Российской Федерации на период 2020–2030 гг. и основополагающим значением эволюции сферы высшего образования и образовательных рынков в контексте необходимости прорывной социально-экономической динамики, обоснованной, прежде всего, созданием комплекса возможностей, связанных с самореализацией и поступательным развитием личности. Самостоятельным направлением развития маркетинговой стратегии образовательных организаций высшей школы в настоящее время является выход на национальные и международные рынки с перспективой активизации экспорта образовательных услуг, привлечения международных образовательных потоков и эффективного позиционирования в глобальном научно-образовательном пространстве. Достижение конкретных результатов в указанной области, связанное с необходимостью прорывного скачка в качестве образовательных процессов, созданием национальной системы профессиональной ориентации и самоопределения перспективной молодежи, качественным ростом научно-исследовательской деятельности в сфере высшего образования, восстановлением и последовательной целевой реализацией воспитательно-образовательной функции и создания позитивного ценностно-нормативного ядра личности обучаемых, а также вовлечением их в социальную и культурную активность, требует от современных вузов как перспективных центров «экономики знаний» качественно нового уровня маркетинговых, социальных и экономических взаимодействий с ключевыми партнерами, ориентированного на устойчивое и эффективное функционирование и развитие.

Биография автора

Ирина Алексеевна Шумакова, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики, директор департамента подготовки и аттестации научно-педагогических кадров Белгородского государственного национального исследовательского университета,
г. Белгород, Россия

Библиографические ссылки

О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года. Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/63728 (дата обращения: 18 декабря 2020).

Акименко В.А. 2007. Аффилиарный маркетинг в рыночной политике государственных и негосударственных учреждений высшего профессионального образования. Автореф. дис. канд. экон. наук. Сочи, НОЦ российской академии образования, 19.

Барановский А.И. 2007. Управление маркетингом непрерывного многоуровневого образования. Омск, ОГПУ, 218.

Бобрик А.В. 2013. Система менеджмента качества и маркетинг учреждений высшего профессионального образования. Чрезвычайные ситуации: образование и наука, 8 (1): 77–82.

Вандрикова О.В. 2017. Маркетинг образовательных услуг в системе высшего образования. Вестник Академии знаний, 4: 65–70.

Ешмуратова А.Ф. 2012. Маркетинг в системе высшего образования как необходимый предмет. Современные научные исследования, 4: 22.

Земляк С. В., Савченко Ю. Ю. 2012. Маркетинг услуг высшего профессионального образования: компетентностная модель продукта. Современные проблемы науки и образования, 4: 202.

Иманкулова Э.Т. 2011. Маркетинг образовательных услуг в системе менеджмента образования. Экономика, 10: 128–132.

Колесник Е.А. 2016. Маркетинг высшего образования: тенденции развития. Здоровье и образование в XXI веке, 18 (2): 749–752.

Кузьмина Е.Е. 2014. Маркетинг образовательных услуг. М., Юрайт, 330.

Леденева И.Н. 2009. Маркетинг в системе среднего профессионального образования. Вестник Саратовского государственного технического университета, 1: 214–223.

Пешкова И.Г. 2020. Маркетинговые коммуникации в современных образовательных организациях. Автореф. дис. … канд. экон. наук. Ростов-на-Дону, РИНХ, 30.

Платошина Г.Г. 2007. Стратегический маркетинг высшего образования. Экономика образования, 4: 14–20.

Пономарева Е.А., Тлимахова Ф.А. 2016. Маркетинг в сфере образования. Сборники конференций НИЦ Социосфера, 61: 66–69.

Попов Г.Ю. 2013. Маркетинг отношений в учреждениях высшего профессионального образования. Автореф. дис. … канд. экон. наук. М., РЭУ им. ГВ. Плеханова, 26.

Умавов Ю.Д. 2012. Маркетинг высшего образования: новые тенденции и перспективы. Вопросы структуризации экономики, 2: 41–44.

Хугаева М.В. 2016. Маркетинг в сфере высшего образования: особенности и перспективы развития. Образование и наука в современных условиях, 2–2: 207–209.

Шевченко Д.А. 2017. Маркетинг в сфере образования. Статья 2. Маркетинговая среда образовательной организации. Практический маркетинг, 1: 3–11.

Шевченко Д.А. 2016. Маркетинг в сфере образования: История становления и формирования рынка системы высшего образования в России. Психология и педагогика служебной деятельности, 4: 15–24.


Просмотров аннотации: 191

Опубликован

2021-04-16

Как цитировать

Шумакова, И. А. (2021). Управление маркетинговой деятельностью российских вузов и его адаптация к изменяющимся рыночным условиям в экономике России и на глобальных рынках. Экономика. Информатика, 48(1), 72-81. https://doi.org/10.52575/2687-0932-2021-48-1-72-81

Выпуск

Раздел

ОТРАСЛЕВЫЕ РЫНКИ И РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА