Маркетинговая специфика реализации образовательных программ и конкурентное позиционирование университета

Авторы

  • Мария Сергеевна Старикова БГТУ им. В.Г. Шухова
  • Светлана Алексеевна Кучерявенко Белгородский государственный национальный исследовательский университет
  • Татьяна Николаевна Пономарева БГТУ им. В.Г. Шухова

DOI:

https://doi.org/10.52575/2687-0932-2022-49-4-738-748

Ключевые слова:

маркетинг образования, образовательный рынок, реализация образовательных программ, позиционирование университета, управление брендом

Аннотация

Рост конкуренции на глобальном и национальном рынке образования обусловливает необходимость использования маркетинговых технологий, позволяющих облегчить потребителям идентификацию и дифференциацию предлагаемых продуктов. Инструментарий брендирования и позиционирования образовательных программ, реализуемых университетом, подвержен трансформации как под воздействием внешних факторов, так и под влиянием специфики предлагаемого на рынке продукта. Целью исследования является выявление специфических особенностей и определение направлений совершенствования позиционирования университетов на рынке образования. Методы исследования: кабинетные исследования, направленные на обобщение научных трудов по проблематике позиционирования и поиск возможностей их приложения к продукту университета, продвигаемому на рынке образования; контент-анализ рекламных объявлений 40 университетов, позволивший определить ключевые акценты и мотивы, применяемые в позиционировании образовательных организаций высшего образования;  классификация, методы сравнения и обобщения с целью выявления отличий в доведении до потребителей университета своей конкурентной позиции. Результаты исследования: сформулирована маркетинговая специфика реализации образовательных программ и конкурентное позиционирование университета; выделены группы ключевых позиций на рынке высшего образования. Результаты исследования могут быть использованы в процессе разработки маркетинговой стратегии университета.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Мария Сергеевна Старикова , БГТУ им. В.Г. Шухова

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры маркетинга, БГТУ им. В.Г. Шухова,
г. Белгород, Россия.

Светлана Алексеевна Кучерявенко, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

кандидат экономических наук, доцент, директор Центра менеджмента качества, доцент кафедры управления и экономики фармации, г. Белгород, Россия

Татьяна Николаевна Пономарева, БГТУ им. В.Г. Шухова

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры маркетинга, БГТУ им. В.Г. Шухова,
г. Белгород, Россия

Библиографические ссылки

Список источников

Труд и занятость в России. 2021: Стат. сб. / Росстат. – М., 2021. – 177 с.

Список литературы

Абабкова М.Ю., Васильева О.О. 2016. Концепция маркетинга инноваций в высшем образовании. Транспортное дело России, 6: 3-6.

Арпентьева М.Р. 2021. Маркетинг образования и проблема образовательных услуг: обзор отечественных и зарубежных исследований. Эргодизайн, 2 (12): 79-96.

Волкова К.М. 2016. Уберизация экономики. Проблемы современной науки и образования, 11 (53): 85-87.

Голубев А.И. 2020. Компетентностно-ориентированный подход к образованию как фактор управления лояльностью потребителей образовательных услуг. Экономика и бизнес: теория и практика, 1-1 (59): 89-92.

Козлова Е.А. 2011. Кастомизация и персонализированный маркетинг как бизнес-идея для российских компаний. Научные труды Вольного экономического общества России, 151: 131-139.

Максаев А.А. 2021. Социально-этичная маркетинговая концепция в современном вузе: специфика реализации и оценка возможных стратегических результатов. Экономика устойчивого развития, 4 (48): 102-112.

Савиных В.П., Цветков В.Я. 2007. Маркетинг образовательных услуг. Известия высших учебных заведений. Геодезия и аэрофотосъемка, 4: 169-176.

Свекатовски Р.И. 2010. Императивы стратегического позиционирования высших учебных заведений на рынке образовательных услуг. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент, 39 (215): 94-98.

Фомин В. Н. 2008. Социальный маркетинг в образовательной деятельности современного вуза: монография. Белгород: Изд-во БГТУ им. В. Г. Шухова: 142с.

Чан В.Л. 2018. Мобильные технологии и игрофикация в маркетинге, как фактор конкурентоспособности предприятий. Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт, 19:100-106.

Чумаченко М.А. 2020. "Качество образования" как ключевой фактор маркетингового позиционирования вуза. Современные аспекты экономики, 4 (272): 64-71.

Щербинина Н.Г., Севостьянов А.В. 2020. Позиционирование университетского города: соотношение смыслового и визуального аспектов бренда. Вестник Томского государственного университета, 458: 116-123.

Юдина В.А., Танина М.А., Бондаренко В.В. 2022. Развитие цифровых маркетинговых технологий продвижения образовательных услуг российских вузов в условиях глобальных трансформаций. Вестник университета. № 5. С. 71-78.

Tomyuk O.N., Diachkova A.V., Novgorodtseva A.N. 2022. Global trends in digital transformation and media positioning of universities in social networks. Digital Sociology, 5(1): 64-75.


Просмотров аннотации: 8

Поделиться

Опубликован

2022-12-30

Как цитировать

Старикова , М. С., Кучерявенко, С. А., & Пономарева, Т. Н. (2022). Маркетинговая специфика реализации образовательных программ и конкурентное позиционирование университета. Экономика. Информатика, 49(4), 738-748. https://doi.org/10.52575/2687-0932-2022-49-4-738-748

Выпуск

Раздел

ОТРАСЛЕВЫЕ РЫНКИ И РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)