Проблема идентификации продуктовых границ отраслевого рынка промышленной продукции в ОКВЭД: эмпирический подход

Авторы

  • Наталья Юрьевна Ярошевич ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»
  • Василий Владимирович Мигунов ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»

DOI:

https://doi.org/10.52575/2687-0932-2022-49-2-308-326

Ключевые слова:

отраслевой рынок, ОВКЭД, эмпирическое исследование, промышленная продукция, продуктовые границы

Аннотация

Статья посвящена идентификации продуктовых границ отраслевого рынка промышленной продукции в рамках классификатора ОКВЭД. Методологической базой исследования стали положения теории отраслевого рынка в части определения понятия «отраслевой рынок» и нормативного подхода в части сравнения методов определения его продуктовых границ. Обоснована актуальность разработки методического инструментария определения продуктовых границ отраслевого рынка в контексте классификатора ОКВЭД. Предложенный метод представляет собой реализацию трех последовательных шагов, основанных на простых сопоставлениях совокупной валовой выручки предприятий, формирующих соответствующий уровень (подкласс, группу) классификатора. Апробация методики проводится на примере 10 кодов ОКВЭД группы С «Обрабатывающие производства». Результаты эмпирической части исследования позволили достаточно точно определить продуктовые границы 19 отраслевых рынков промышленной продукции. Полученные продуктовые границы соответствуют особенностям технологической дифференциации и номенклатуры выпускаемой продукции в рамках рассматриваемых кодов. Использование методики позволяет быстро, недорого и в большинстве случаев однозначно определить продуктовые границы отраслевых рынков в рамках классификатора ОКВЭД. Предложенный подход является универсальным, может быть использован для определения продуктовых границ отраслевого рынка и в рамках других классов (подклассов и групп) классификатора видов деятельности.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Наталья Юрьевна Ярошевич, ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики предприятий, Уральский государственный экономический университет,
г. Екатеринбург, Россия

Василий Владимирович Мигунов, ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»

Уральский государственный экономический университет,
г. Екатеринбург, Россия

Библиографические ссылки

Авдашева, С.Б., Голованова С.В., Крючкова П.В., Кудряшова Е.Н., Мелешкина А.И., Сухорукова, К.А., Шаститко А.Е. 2018. Антимонопольная политика на связанных рынках: теория и практика. Москва: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 440 с.

Авдашева С.Б., Юсупова Г.Ф. 2021. Экономический анализ границ фирмы и ограничений конкуренции: случай консорциума «Северный поток-2». Вопросы экономики, 10: 134–151.

Алейникова И.С., Евтюхов С.А., Лукьянов С.А. 2011. Входные барьеры как важнейшая динамическая характеристика современных рынков: подходы различных школ к определению. Современная конкуренция, 2: 40–46.

Минцберг Г. 2019. Менеджмент: природа и структура организаций. Litres.

Орехова С.В., Кислицын Е.В. 2019. Совокупная производительность факторов в промышленности России: малые vs крупные предприятия. Journal of new economy, 20(2): 127–144.

Орехова С.В., Ярошевич Н.Ю. 2017. Институциональная организация отраслевых рынков: теория, методика и эмпирический анализ. Научные ведомости БелГУ. Сер. Экономика. Информатика, 16 (265): 60–74.

Портер М. 2005. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Бизнес Букс, 454 с.

Розанова Н.М. 2021. Методологические проблемы современной антимонопольной полити-ки. Проблемы прогнозирования, 5: 64–73.

Рой Л.В., Третьяк В.Н. 2008. Анализ отраслевых рынков. Учебное пособие. М., ИНФРА-М. 442c.

Чугуев А.М. 2012. Отраслевой рынок: определения, структура, показатели. Университетские чтения. Пятигорский государственный лингвистический университет: 12–16.

Шаститко А.Е., Паршина Е.Н. 2016. Рынки с двусторонними сетевыми эффектами: спецификация предметной области. Современная конкуренция, 10(1(55)): 5–18.

Штапова И.С. 2009. Понятие отраслевого рынка и его когнитивное представление. Экономические науки, 5: 185–190.

Abell D.E. 1980. Defining the Business: The Starting point of Strategic Planning. Englewood Cliffs. 320 p.

Ahmad, A.A., Habibah, S.N. 2021. Market Structure and Determinants of Firm Profitability on General Insurance Industry in Indonesia. Studies in Business and Economics, 16(1): 26–41. https://doi.org/10.2478/sbe-2021-0003

Boyd, T. 2014. Property Market Analysis: The key to looking forward. In Proceedings of the PRRES Conference 2014. University of the Sunshine Coast, Queensland.

Brooks G.R. 1995. Defining market boundaries. Strategic Management Journal, 16(7): 535–549.

Bustamante M. C., Donangelo A. 2017. Product market competition and industry returns. The Review of Financial Studies, 30(12): 4216-4266. https://doi.org/10.1093/rfs/hhx033

Digal L.N., Ahmadi–Esfahani, F.Z. 2002. Market power analysis in the retail food industry: a survey of methods. Australian Journal of Agricultural and Resource Economics, 46(4): 559–584.

Dobbs, I. 2002. The assessment of market power and market boundaries using the hypothetical monopoly test. Department of Accounting and Finance, and Newcastle School of Management, University of Newcastle upon Tyne, NE1 7RU, UK.

Gaynor M. S., Kleiner S.A., Vogt W. B. 2013. A Structural Approach to Market Definition With an Application to the Hospital Industry, Journal of Industrial Economics, Wiley Blackwell, 61(2): 243–289

Gual J. 2003. Market Definition in the Telecoms Industry. CEPR Discussion Papers 3988, C.E.P.R. Discussion Papers.

Howard S., Howard S., & Howard S. 2020. Quantitative market analysis of the European Climate Services sector -The application of the kMatrix big data market analytical tool to provide robust market intelligence. Climate Services, 17, 100108. https://doi.org/10.1016/j.cliser.2019.100108

Kim J.H., Jung Y.L., Yoo, H.S. 2018. Design and implementation of “One-click” Industry Market Analysis System. Proceedings of the Korean Contents Association ICCC: 201–202.

Li, X. 2019. Global market and income gaps between industries: evidence from finance industry and manufacturing industry. The Journal of Chinese Sociology, 6(1):1–25. https://doi.org/10.1186/s40711-019-0103-3

Mason E.S. 1939 Price and Production Policies of Lange Scale Еenterprise // American Economic Review, 29: 61–74.

Nightinglale J. 2003.On the Definition of “Industrial” and “Market” Journal of Industrial Economics, 1(27): 31–40

Pashkov S. 2021. Video game industry market analysis: Approaches that resulted in industry success and high demand.

Robinson J. 1933. The Economics of Imperfect Competition.London: Macmillan.

Sherer F.M. Ross D. 1991. Industrial market stricture and economic performance. 3d ed. Boston: Houghton Miffin Co.: 715p.

Slater S.F., Olson E.M. 2002. A fresh look at industry and market analysis. Business Horizons, 45(1): 15–22. https://doi.org/10.1016/S0007-6813(02)80005-2


Просмотров аннотации: 143

Поделиться

Опубликован

2022-06-30

Как цитировать

Ярошевич, Н. Ю., & Мигунов, В. В. (2022). Проблема идентификации продуктовых границ отраслевого рынка промышленной продукции в ОКВЭД: эмпирический подход. Экономика. Информатика, 49(2), 308-326. https://doi.org/10.52575/2687-0932-2022-49-2-308-326

Выпуск

Раздел

ОТРАСЛЕВЫЕ РЫНКИ И РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА