Метод и алгоритм распознавания аварийной ситуации при перестроении автомобильными системами активной безопасности

Авторы

  • Вадим Андреевич Киреев Юго-Западный государственный университет
  • Денис Олегович Бобынцев Юго-Западный государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.52575/2687-0932-2022-49-4-798-809

Ключевые слова:

системы активной безопасности, дорожно-транспортные происшествия, системы помощи при перестроении, радарные датчики, аварийная ситуация

Аннотация

Работа посвящена вопросам борьбы с дорожно-транспортными происшествиями посредством автомобильных информационно-управляющих систем активной безопасности. Рассматриваются аварийные ситуации, возникающие в результате ошибок, допускаемых водителями при перестроении. Определены общие принципы работы существующих систем помощи при перестроении, главным недостатком является недостаточная проработка вопроса реакции системы на неверные действия водителя, которые могут привести к дорожно-транспортными происшествиям. Целью исследования является повышение эффективности работы систем помощи при перестроении посредством метода обнаружения аварийной ситуации, отличающегося измерением условного бокового интервала между транспортными средствами в соседних полосах по данным, поступающим с радарного датчика, и распознаванием намерения водителя совершить перестроение по производной условного бокового интервала. Дополнительным критерием принятия решения об аварийной ситуации в предлагаемом методе является оценка безопасности условной дистанции по правилу трёх секунд, измеряемой по данным радарного датчика. Метод предлагается применять в легковых автомобилях, оборудуемых системой помощи при перестроении. Для проверки работы метода и уточнения применяемых параметров планируется имитационное моделирование дорожного движения автомобиля с системой помощи, использующей данный метод.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Вадим Андреевич Киреев , Юго-Западный государственный университет

аспирант кафедры вычислительной техники, Юго-Западный государственный университет,
г. Курск, Россия

Денис Олегович Бобынцев, Юго-Западный государственный университет

к.т.н., доцент кафедры вычислительной техники, Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Россия

Библиографические ссылки

Volvo. Веб узел описания функции предупреждения о сходе с занимаемой полосы о радарах. URL: https://www.volvocars.com/ru-md/support/manuals/s90/2016w46/podderzhka-voditelya/funkciya-preduprezhdeniya-o-shode-s-zanimaemoy-polosy/funkciya-preduprezhdeniya-o-shode-s-zanimaemoy-polosy (дата обращения: 01.09.2022).

Бакулов П.А. 2021. Продвинутые системы помощи водителю как основа безопасности общественного транспорта. International Journal of Professional Science, 6: 53-59.

Береснев П.О., Зарубин Д.Н., Тюгин Д.Ю., Мишустов В.П., Филатов В.И., Порубов П.Д. 2021. Разработка системы контроля слепых зон для коммерческих транспортных средств. Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева, 3: 68-80.

Бобынцев Д.О., Гаврилюк А.А. 2021. Структуры данных для сбора статистики дорожно-транспортных происшествий на аварийно-опасных перекрёстках в населённом пункте. Оптико-электронные приборы и устройства в системах распознавания образов и обработки изображений "Распознавание-2021", сб. мат. XVI межд. научно-техническая конференция. – Курск, ЮЗГУ: 66-68.

Бобынцев Д.О., Киреев В.А. 2022. Обнаружение аварийной ситуации при перестроении автомобильными системами активной безопасности. Автомобили, транспортные системы и процессы: настоящее, прошлое и будущее, Сборник статей 4-й Международной научно-технической конференции, Курск, 20 мая 2022 года: 27-30.

Бобынцев Д.О., Чесноков А.М., Дегтярёв С.В. 2018. Метод анализа данных о дорожно-транспортных происшествиях на аварийно-опасном участке дорог в населённом пункте. Информационные системы и технологии "ИСТ-2018", Сборник материалов IV Международной научно-технической конференции. – Курск, ЗАО "Университетская книга": 127-130.

Бобынцев Д.О., Чесноков А.М., Дегтярёв С.В. 2018. Применение имитационного моделирования для снижения аварийности на опасных участках автомобильных дорог населённого пункта. Информационные системы и технологии "ИСТ-2018", Сборник материалов IV Международной научно-технической конференции. – Курск, ЗАО "Университетская книга": 124-126.

Енокян Г.К., Айвазян М.Ц. 2017. Автомобильные радары гигагерцового диапазона. Вестник Национального политехнического университета Армении, Информационные технологии, электроника, радиотехника (1): 89-96.

Жигунова Т.А. 2016. Датчики автомобильных электронных систем. Материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов, посвященной 85-летию МГОУ, Факультет технологии и предпринимательства, Москва: 27-32.

Киреев В.А., Бобынцев Д.О. 2021. Актуальные направления развития интеллектуальных автомобильных систем помощи при перестроении. Интеллектуальные и информационные системы "Интеллект – 2021", Сборник материалов Всероссийской научно-технической конференции. – Тула, ТулГУ: 63-66.

Комзалов А.М., Н.Г. Шилов, 2017. Применение современных технологий в системах помощи водителю автомобиля. Изв. вузов. Приборостроение, 11: 1077—1082.

Кулакова Н.С., 2021. Обзор автомобильных сенсорных технологий для распознавания окружающей среды и объектов. Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации, сборник статей XLIV Международной научно-практической конференции, Пенза: 93-96.

Методика защитного вождения. Веб узел сетевого СМИ «Друг для друга Курск Онлайн». URL: http://www.dddkursk.ru/number/1139/auto/002224/print/.

(дата обращения: 01.09.2022).

Парнес М., 2008. Применение радарных датчиков в автомобиле. Компоненты и технологии, 1(78): 41-44.

Порубов Д.М., А.А. Гладышев, Д.Ю. Тюгин, П.О. Береснев, В.И. Филатов и А.В. Пинчин, 2020. Разработка системы контроля полосы движения на основе технического зрения. Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева, 4(131): 119-126.

Порубов Д.М., А.В. Пинчин, Д.Ю. Тюгин, А.В. Тумасов, П.О. Береснев и В.В. Беляков, 2019. Разработка системы удержания в полосе движения для коммерческих транспортных средств. Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева, 5(94): 197-204.

Сысоева С. 2007. Актуальные технологии и применения датчиков автомобильных систем активной безопасности. Часть 6. Радары. Компоненты и технологии, 3(68): 67-76.

Сысоева С. 2009. Видеокамеры и слияние сенсорных данных датчиков в автомобильных системах безопасности СПВ следующего поколения. Компоненты и технологии, 5(94): 27-32.

Сысоева С. 2012. Интеллектуальные автомобильные ассистенты и датчики. Компоненты и технологии, 1(126): 7-18.

Тумасов А.В., Береснев П.О., Филатов В.И., Тюгин Д.Ю., Улитин А.В. 2020. Разработка системы помощи водителю при парковке для коммерческих транспортных средств. Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева, 3(130): 132-140.

Цветков Г.А., Хлюпин А.С., Шевченко А.Е. 2015. Методика определения интервала безопасности автомобильной системы помощи при перестроении. Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Безопасность и управление рисками, 2: 67-72.

Шишанов С.В., Мякиньков А.В. 2015. Система кругового обзора для транспортных средств на основе сверхширокополосных датчиков. Известия высших учебных заведений России. Радиоэлектроника, 2: 55-61.

Юдин Д.А., Горшкова Н.Г., Кныш А.С., Фролов С.В. 2016. Распознавание транспортных средств и регистрация их траектории движения на последовательности изображений.

Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова, 6: 139-148.


Просмотров аннотации: 11

Поделиться

Опубликован

2022-12-30

Как цитировать

Киреев , В. А., & Бобынцев, Д. О. (2022). Метод и алгоритм распознавания аварийной ситуации при перестроении автомобильными системами активной безопасности. Экономика. Информатика, 49(4), 798-809. https://doi.org/10.52575/2687-0932-2022-49-4-798-809

Выпуск

Раздел

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ