Развитие системы менеджмента качества – конкурентное преимущество образовательных организаций

Авторы

  • Светлана Алексеевна Кучерявенко Белгородский государственный национальный исследовательский университет

DOI:

https://doi.org/10.52575/2687-0932-2022-49-2-277-284

Ключевые слова:

конкурентное преимущество, управление качеством, система менеджмента, образовательная организация, концепция Качество 4.0

Аннотация

Особое значение в условиях неопределенности и турбулентности экономики занимает трансформация системы менеджмента качества на фоне ограничения ресурсов и достижения прежней результативности более эффективными методами. Возрастающий интерес к вопросам менеджмента качества обусловлен наличием жесткой конкурентной среды, а также необходимостью стандартизации всех процессов в рамках реализации стратегии цифрового развития и внедрения концепции Качество 4.0. В статье рассматривается конкурентное позиционирование университета на основе развития системы менеджмента качества, исследованы существующие дефиниции категории «конкурентное преимущество». Представлена практика формирования и развития системы менеджмента качества НИУ «БелГУ», инструменты и методы достижения результативности, эффективности и постоянного улучшения системы. Выделены основные подходы, необходимые для функционирования системы менеджмента качества в условиях реализации стратегии цифрового развития. Рассмотрен базовый набор критериев внедряемой концепции Качество 4.0. Результаты исследования могут быть использованы в процессе разработки маркетинговой стратегии, а также постоянного улучшения системы менеджмента качества образовательных организаций.

 

Благодарности
Исследование проведено в рамках международного проекта по программе Европейского союза Erasmus+ №619477-EPP-1-2020-1-NL-EPPKA2-CBHE-JP «Улучшение внутренней оценки качества образования в сфере преподавания и обучения в вузах Азербайджана и России, IQAinAR».

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Светлана Алексеевна Кучерявенко, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

кандидат экономических наук, доцент, директор Центра менеджмента качества, доцент кафедры управления и экономики фармации, Белгородский государственный национальный исследовательский университет,
г. Белгород, Россия

Библиографические ссылки

Агеева Н.Г. 2015. Справочник по конкуренции и конкурентоспособности. КГУ, 121 с.

Бранденбургер А., Нейлбафф Б. 2012. Конкурентное сотрудничество в бизнесе. Кейс, 352с.

Отчет о результатах мониторинга удовлетворенности потребителей в сфере образовательных услуг за 2021-22 гг. Режим доступа: URL: https://bsuedu.ru/bsu/info/officialdocs/sections.php?ID=160 (дата обращения 05.05.2022).

Отчет о результатах самообследования Белгородского государственного национального исследовательского университета за 2021 год. Режим доступа: URL: https://bsuedu.ru/bsu/info/officialdocs/sections.php?ID=174#sect3 (дата обращения 05.05.2022).

Программа развития НИУ «БелГУ» на 2021–2030 годы в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» Режим доступа: URL: https://bsuedu.ru/bsu/info/officialdocs/sections.php?ID=174#sect3 (дата обращения 05.05.2022).

Азоев Г.Л., Челенков М. 2000. Конкурентные преимущества фирмы. ОАО «Типография «НОВОСТИ», 256 с.

Горбашко Е.А. 2019. Качество 4.0 и большие данные в управлении образованием. Эффективные системы менеджмента: качество и цифровая трансформация. Материалы VIII международного научно-практического форума: 17–21.

Екшикеев Т. 2009. Конкурентоспособность и конкурентные преимущества вуза. Проблемы современной экономики, 4: 392–396.

Клаус Шваб, Николас Дэвис 2018. Технологии четвертой промышленной революции. Изд-во «Эксмо», 410 с.

Кузнецова Н.В. 2021. Конкурентоспособность образовательной организации: к вопросу определения критериев развития на современном этапе. Управление организацией, бухгалтерский учет и экономический анализ: вопросы, проблемы и перспективы развития. Материалы VI Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Под общей редакцией Н.В. Кузнецовой. Магнитогорск: 78–84.

Ламбен Ж.Ж. 2008. Менеджмент, ориентированный на рынок. Питер, 720 с.

Липкина Е. 2009. Обеспечение конкурентоспособности вузов при реализации эффективной маркетинговой деятельности. ОмГПУ, 358 с.

Надточий Ю.Б. 2021. Качество преподавания и качество учебных занятий как конкурентное преимущество образовательной организации. Самоуправление, 4(126): 521–524.

Портер М. 1993. Международная конкуренция. Международные отношения, 600 с.

Сафиуллин Н.З., Сафиуллин Л.Н. 2002. Конкурентные преимущества и конкурентоспособность. Изд-во Казан. ун-та, 104 с.

Фатхутдинов Р.А. 2000. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. ИНФРА-М, 452 с.

Хайек Ф. 1989. Конкуренция как процедура открытия. Мировая экономика и международные отношения, 12: 6–14.


Просмотров аннотации: 91

Поделиться

Опубликован

2022-06-30

Как цитировать

Кучерявенко, С. А. (2022). Развитие системы менеджмента качества – конкурентное преимущество образовательных организаций. Экономика. Информатика, 49(2), 277-284. https://doi.org/10.52575/2687-0932-2022-49-2-277-284

Выпуск

Раздел

ОТРАСЛЕВЫЕ РЫНКИ И РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА